сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

И. Л. Финкель

6. Заглянем в будущее

«Еврейство вновь выдвинет требование единства в противовес тысячелетним расщеплённым противоборствующим устремлениям человечества. Оно скажет человечеству: “Всё, чего вы ищете, и что знаете, и к чему стремитесь, и что ненавидите, все ваши жертвы и наслаждения, всё это бессмысленно и лишено сущности, вне единства”. Этими словами выражается сама сущность души еврейства, которая сознаёт, что все идеи ничтожны, если они не обладают единством. Но не всегда душа еврейства стояла на высоте этого понимания. Но в те времена, когда оно осознавало это со всей чистотой и силой, были великими временами, моментами вечности и освобождения, оно черпало силу и страсть, чтобы учить человечество тому, что необходимо» (Мартин Бубер, мыслитель, 1878–1965).

Сегодня нужно осознать необходимость попадания в Закон вечности (кругооборот энергии). Плакатная технология мышления (рис. 7) позволяет это сделать.

Чтобы стать совершенным человеком и войти в новое пространство подготовленным, надо:

  1. уделять внимание физическому здоровью, надо иметь здоровое тело, поддерживать на определённом уровне мышечное напряжение;
  2. уделять внимание умственному здоровью, поддерживать мозг в напряжении, обеспечивать полноценную работу обоих полушарий мозга.

Для этого надо выполнять следующие требования:

  1. пища должна быть полезной для здоровья;
  2. вода должна быть экологически чистой;
  3. воздух должен быть чистым;
  4. среда обитания должна быть пригодной для существования и т.д.

Всё это входит в понятие «качество жизни». Качество жизни надо резко повысить. Это возможно, если перевести психику (сознание) на высший уровень. Вместо пирамиды () необходимо применять круг. Это и есть «путь Всевышнего». Круг необходимо расширять. Используя в окружающем человека пространстве пространственный X-элемент, который изменяется, можно при определённых условиях ввести этот элемент в существующее пространство. Круг расширится. Это будет новый мир. И это понимали древние мудрецы. Цепь обрушившихся на Египет наказаний вызвана нарушениями в отношениях с рекой Нил (превратилась в вместилище зловонной жидкости), а также изменениями в геомагнитном поле Вселенной. Необходимо было перевести сознание на высший уровень.

Человеческий организм самостоятельно пытается обеспечить равновесие. В организме действуют специальные внутренние резервы. Так:

Имеется система репарации, отвечающая за ремонт, восстановление подсистем.

Система резервного дренажа, которая, подобно губкам, выжимает в сосуды несколько литров запасной крови и т.д.

Биологическая мембрана имеет несколько оболочек.

Белок состоит из 20 незаменимых аминокислот.

В крови имеются антигормоны для защиты.

Слизистая оболочка кишечника из собственной микрофлоры вырабатывает витамин B12.

Селезёнка в критический момент при стрессовых ситуациях, физических напряжениях, пускает в оборот дополнительную порцию крови в сосуды.

Органы зрения адаптируются к изменениям в освещении сетчатки глаза.

Слизистая оболочка носовой полости имеет множество ресничек и является, по существу, влажной щёткой.

В организме 56 млн. потовых желез (пор). Поры при жаре раскрываются, а при холоде сжимаются.

Мозг функционирует на 5–7% своих возможностей. Таков запас прочности, биологическая защита организма.

В организме два глаза, два уха, две почки. В почках — 2 млн. фильтров. За удаление вредных веществ отвечают четыре органа: кишечник, почки, лёгкие, кожа.

Клетка воспроизводит себя 90 раз, что соответствует продолжительности жизни 110–120 лет.

Резервы в организме огромные. Но это не означает, что нужно не помогать организму нормально функционировать. Резервы до конца не изучены. Медики открывают новые резервы. Например, выяснили, что инфарктов у детей не бывает, потому что сердце питают не два, а много кровеносных сосудов. С возрастом большинство сосудов перестаёт функционировать. Кровь по ним не течёт, хотя каналы остаются. Новосибирский хирург стал возвращать взрослому пациенту «детский вариант» кровоснабжения сердца. И сегодня врачи используют бездействующие с детства сосуды, не поражённые склерозом, возрождают их, и кровоснабжение сердца восстанавливается.

Болезни — это результата нарушения баланса в организме. Клеточные жидкости превращаются во внеклеточные.

«Жизнь — это поддержание подвижного равновесия, непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним» (Спенсер, 1820–1903).

Чтобы продлить жизнь, надо не только видеть противоречия, но и уметь их грамотно разрешать. Способность видеть противоречия называется разумом. Способность разрешать противоречия называется мудростью.

Врач должен обладать разумом и мудростью. чтобы обеспечить цельность организма, нужны знания. «Если болит голова, то совсем не обязательно лечить надо голову», — гласит медицинская поговорка.

«Мудрость извлекается из противоречий», — гласит еврейская поговорка. «Дело не в каких-то особых жизненных силах, а вероятно лишь во взаимодействиях отдельных, давно известных веществ и материальных сил» (А. Гумбольд).

Есть люди, которые прежде вбивают себе в голову какое-то заключение, а затем подгоняют под них свои аргументы. Не стоит поэтому мериться силами с подобными людьми, тем более, что их образ действий не только неприятен, но и угрожает опасностью» (Галилей).

Ориентироваться на внешние симптомы болезни недостаточно. Врач не должен ограничиваться подбором лекарств, набор которых составляет 80000 наименований. Врач должен быть исследователем, умеющим испытывать мудростью организм человека. Сегодня рекламируются ионизирующие браслеты, но механизм воздействия скрыт от людей. Медики не могут самостоятельно решать многие задачи. Нужен союз медиков и физиков. Такое сотрудничество позволяет многое прояснить. Так, медики не могли сами решить задачу проникновения ионов натрия, калия внутрь клетки. Задачу решили физики, не имеющие диплома врача. Толщина полупроводниковой мембраны составляет 2–4 молекулы. Мембрана имеет высокий заряд и практически непроницаема для ионов натрия, калия. Проницаемость оболочки меняет электрическое поле в самой оболочке. Сигнал подают заряженные молекулы, плавающие в плазме возле эритроцитов. Жизненные процессы определяет разница в коэффициентах диффузии ионов калия и натрия в крови через мембраны клетки. Нет разницы, нет и жизни. Биологические мембраны состоят из белков и липидов — жироподобных веществ, образующих поверхностную структуру клетки (бислой), через которые осуществляется перенос веществ специальными переносчиками — белковыми молекулами, плавающими, диффундирующими в бислое. Они очень разборчивы, за счёт чего и регулируют количество и ассортимент поступающих в живую клетку веществ. В организме человека поверхностные мембраны имеют площадь в несколько десятков тысяч квадратных метров, а механизм взаимодействия на клеточном уровне до конца не изучен.

«Надо говорить о том, что занимает людей, то есть они сами. Вот это занимает их» (Моруа).

Организм человека состоит из 75% воды, 20% белков, 2% жиров, 1% солей, 64% кислорода, 10% водорода, 18% углерода, 3% азота, 0,4–0,6% других химических элементов.

В организме 248 частей и 365 связок. Это дало повод евреям определить 613 заповедей (248+365=613). В организме 1014 клеток, 1015 бактерий, 56 млрд. мозговых клеток и много разных живых существ: амёбы, инфузории, грибы и тому подобное. Мозг состоит из 100 млн. нервных клеток (нейронов). У человека 80–90 тысяч генов. Организм человека — это фабрика информации. Человек получает из пищи жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, необходимые для жизни. Чтобы жить, человеку нужны воздух, вода, тепло, энергия, высококалорийные продукты питания и т.д. Древние мудрецы учили всё испытывать мудростью. Сначала надо видеть противоречия. Это называется разумом. Некоторые противоречия приведены в табл. 4.

Взаимодействующие элементы Творческая задача, имеющая противоречие
Кровь — грибковый паразит «хламидия». Хламидия спокойно проникает в клетки, что ухудшает кровь. Как предотвратить попадание паразита в кровь?
Кровь — грибки, не имеющие оболочки. Грибки прилипают к клетке и сосут «питание». Как предотвратить прилипание грибков к клеткам?
Гуанин — аденин — цитозин — тимин. В ДНК гуанин, аденин, цитозин, тимин чередуются в различных сочетаниях. Кодируется информация об аминокислотном составе белков, очерёдность и интенсивность их синтеза, что влияет на судьбу клетки: погибнуть ей или выжить. Как воздействовать на хромосомы с целью управления синтезом элементов для обеспечения жизни?
Ядрышко — ферменты. Клетка вырабатывает вещество Q10, но после 40 лет организм вырабатывает его мало и человек стареет, становится вялым. Как продлить молодость?
Ферменты — ДНК. Известны более 2000 ферментов. Некоторые ферменты представлены в клетках лишь несколькими молекулами избирательно. Другие вообще отсутствуют. Это обусловлено информацией в ДНК. В нужный момент начинается синтез недостающих ферментов. Как управлять процессом образования ферментов?
Митохондрии клетки — АТФ. В митохондриях клетки идёт образование аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), являющейся источником энергии, которая необходима для жизнедеятельности. Но запасы АТФ снижаются, и обмен дезорганизуется. Как не допустить снижения АТФ?
Клетка — субстраты. Клетка находится в состоянии непрерывной химической эффективности, и происходят химические реакции между ферментами и субстратами (пищей, простыми молекулами, образующимися из пищи и т.д.) Клетка отмирает и происходит замена её. Если интенсифицировать клетки, то провоцируются болезни. Каким образом не допустить гибели клетки, изменить «судьбу» клетки (стать ей клеткой нервной системы или соединительной ткани)?
Моча — лоханка. Как заставить сильнее сокращаться лоханки и мочеточники, снизить плотность вещества в моче, используя внутренние ресурсы организма (например, воду)? Сегодня многое делается для лечения мочекаменной болезни: от промывки лоханки и чашечки почки с использованием чая с лимоном, позволяющим протолкнуть камин в мочевой пузырь, до ввода нужного кортикостероида из сорока известных гормонов стероидной природы, что позволяет регулировать водно-солевой режим в организме. Производится балансировка бурого жира в области крупных сосудов почек, позволяющих сократить в пище ксантипы (вещества, создающие мочевую кислоту), изменить появление кристаллических соединений. Осуществляется контроль за потреблением белка, пряностей, воды. Осуществляется контроль за белкообразованием, позволяющим снизить процесс камнеобразования. Контролируется процесс расщепления белков путём обеспечения баланса бурого жира, отвечающего за топку в организме. Контролируется состав крови. Нормализуется капиллярное кровообращение и т.д.
А как подключить гипофиз (отросток у основания головного мозга), чтобы его выделения командовали работой почек, кровяным давлением и всей кухней внутренней секреции?
Человек — вода. Более 55% объёма крови приходится на плазму. кроме белков, солей, гормонов, органических кислот в плазме крови содержится вода, которая получается вследствие окисления белков, углеводов, жиров, а основная вода попадает в кровоток после всасывания в пищеварительном тракте. Разработана специальная технология приёма воды, позволяющая предотвратить беременность, используется «магнитная» вода, активированная вода и т.д., но нет технологии приёма воды для профилактики мочекаменной болезни.
Аэроионы — человек. Биологические процессы на Земле — изменения на Солнце и в космосе. Задача решена А. А. Чижевским.
При болезнях ухудшается кровь. Больные теряют отрицательный заряд. А. А. Чижевский в 30-е годы предложил вернуть отрицательный заряд с помощью аэроионов. Аэроионы благотворно действуют на жизнедеятельность организма человека и животных. Вместо кондиционеров, несущих прохладу, но отнимающих кислород, применяют люстру А. А. Чижевского, которая является донором отрицательных зарядов.
Чижевский, изучая полярность атмосферы, установил зависимость биологических процессов от изменений на Солнце и в космосе. Чижевский стал основоположником гелиобиологии, открыл новое направление в медицине.
Человек — пища. При переходе на сырую растительную пищу нельзя питаться дрожжевым хлебом, потому что собственная микрофлора кишечника вырабатывает B12. Термофильные дрожжи, из которых пекут хлеб, подавляют кишечную микрофлору и получается малокровие. Как быть?
Человек — животные продукты. Кислотообразующие животные продукты провоцируют появление мочевой кислоты, что приводит к появлению кристаллических соединений в почках.
Человек — хлеб. Кальций, находящийся в хлебе, образует зернистые образования и в то же время кальций нужен организму. Какой должен быть хлеб для больных мочекаменной болезнью?
Человек — хлеб. Микроэлементы, образующиеся при термической обработке хлеба, попадая в организм, не выводятся, а оседают в тканях в виде различных солей. Как быть?
Человек — хлеб. Хлеб черствеет за счёт изменений составных частей муки, в частности крахмала. Нужно добавить нечто, чтобы хлеб не черствел и нельзя добавлять ничего, чтобы не загрязнять хлеб. Как быть?
Человек — хлеб. Клейстеризованный крахмал теста со временем начинает выделять часть поглощённой воды, которая переходит к белкам клейковины и хлеб черствеет. Нужно добавить нечто, чтобы не допустить выделения воды клейстеризованным крахмалом теста, и нельзя добавлять ничего, чтобы не загрязнять хлеб. Как быть?
Человек — хлеб. С поверхности корки со временем испаряется влага и корка черствеет. Нужно добавить нечто, чтобы не происходило испарения влаги с поверхности корки, и нельзя добавлять ничего, так как не предусмотрено технологией хлебоприготовления. Как быть?
Человек — хлеб. У кальция есть враг. Это фитин, который препятствует усвоению кальция, образуя с ним в кишечнике нерастворимые соединения. При выпечке хлеба фермент фитаза разрушает фитин полностью. А если хлеб не пропечённый, то фитин остаётся в хлебе, что нежелательно. Нужно добавить нечто, чтобы устранить действие фитина и добавлять ничего нельзя согласно технологии хлебоприготовления. Как быть?
Человек — хлеб. У каждого десятого человека в желудочно-кишечном тракте отсутствуют ферменты, способные утилизировать трисахаридрафиназу и тетрасахаридстахиозу. Поэтому не каждому человеку полезен ржаной (чёрный) хлеб. Нужно добавить нечто, чтобы утилизировать вышеперечисленные вещества, но добавлять ничего нельзя, чтобы не загрязнять хлеб или организм. Как быть?
Человек — хлеб. Хлеб выигрывает, если к нему добавить что-то полезное, и хлеб неохотно «принимает» в свой состав всякие добавки, потому что при усвоении добавки впитываются и не выводятся из организма канцерогенные тяжёлые металлы, радионуклиды, шлаки и загрязняют слизистую оболочку тонкой кишки. Необходимо вводить в хлеб добавки, чтобы они выводили из организма канцерогены, тяжёлые металлы, радионуклиды, шлаки, и не загрязняли организм. Как быть?
Человек — хлеб. Питьевая сода способствует появлению золотисто-желтоватой окраски хлеба, но после разложения соды в тесте остаются нелетучие соли натрия, которые придают хлебу неприятный вкус. Как быть?
И т.д.

Нужно на всё посмотреть по-новому, выявить противоречия, провести синтез крайностей, найти изменяемый пространственный X-элемент и ввести в действующую систему, т.е. расширить пространство, создать новый мир, новое направление деятельности. Это позволит быть конкурентоспособным и даже монополистом.

Пример. Соль не переваривается, не усваивается. Поваренная соль — это хлористый натрий. Ионы натрия проникают во вкусовые клетки (а их около ста), расположенные на каждом вкусовом сосочке языка. Ионы натрия проникают сквозь специальные поры в клеточной мембране, которые называются натриевыми каналами. Когда ионы натрия начинают просачиваться внутрь клетки, происходит деполяризация мембраны и возникает нервный импульс, который распространяется по соответствующему нерву в мозг. Мозг «отмечает» солёный вкус. Предложили вместо хлористого натрия найти заменитель, который смог бы пройти через натриевый канал. Нашли такой заменитель. Это хлористый литий, но он оказался ядовитым. Пришлось отказаться от идеи найти заменитель. Предложили «обходной путь»: вместо заменителя натрия использовать «усилитель» натрия, позволяющий получить более сильное ощущение от небольшого количества соли. Для этого хлористый натрий стали смешивать с другими веществами. Так формировалось «новое поле». Известно, что вместо поваренной соли применяют калийную соль, известную как санасол. Смесь санасола с другими веществами открывает новые перспективы.

Хлеб изготавливается более 6000 лет. Психологический вектор инерции очень велик. Но в Японии посмотрели на хлеб по-новому и теперь в Японии вместо хлеба продаются наборы аминокислот, что позволяет человеку самому управлять своим здоровьем. Это правильное направление ума.

Более 2,5 тысяч лет человечество лечится по принципу противоположного. Отец медицину Гиппократ (IV–V вв. до н.э.), древнегреческий врач, в сочинении «О древней медицине» писал: «И следует тому, кто захочет правильно лечить, помогать теплом через холодное, холодному посредством тёплого, сухому посредством влажного и влажному через сухое. В самом деле, если вредит одно из них, то подобает облегчить противоположным». Сегодня врач должен переводить психику (сознание) на высший уровень и быть исследователем, способным находить резервы для обеспечения равновесия в организме, цельности организма.

Например. В организме 5 литров крови. Плазма перемешивается и увеличивается скорость диффузии молекул веществ. Эритроциты вращаются в потоке крови и беспорядочно движутся. На небольшие изменения концентрации ионов водорода эритроциты и их оболочки отвечают сморщиванием или разбуханием. Теряется способность деформироваться. Степень гибкости оболочки зависит от состава плазмы. Эритроциты живут 130 дней. Затем выводятся через бронхи с мочой или просачиваются в окружающие ткани, становясь на 20-40 дней тканевыми микрофагами — клетками, пожирающими всё чужеродное. Академик И. А. Кнуньянц предложил использовать жидкий помембранный оксигенератор на основе «голубой крови», получаемой путём использования перфторуглеродов, позволяющих не травмировать эритроциты. Перфторуглеродистое соединение или «голубая кровь» — это результат совместного творчества медиков и биофизиков. Перфторуглероды представляют собой цепочку или несколько колец атомов углерода, все свободные валентности которых заняты фтором. Молекулы кислорода особым способом насыщают растворы перфторуглеродов. Они «протискиваются» среди молекул перфторуглерода, а не химически связываются с гемом, т.е. происходит физический процесс распределения молекул кислорода среди других молекул. Когда перфторуглерод с растворимым в нём кислородом проникает в ткани, кислород легко переходит от этой жидкости к клеткам и его место занимает углекислый газ.

Академик Кнуньянц — учёный. А может ли молодой участковый врач-терапевт мыслить по-новому? Медицина консервативна. Лечение производится на уровне подсознания, а не сознания. Чтобы перевести мышление с подсознания на сознание, надо видеть противоречия, т.е. надо развивать разум и мудрость, уходить от серости, лечить системно (а не по жалобам).

Каньгжен Цзян Ю. В. из Хабаровска доказал, что любая живая клетка - это мини-излучатель электромагнитных волн, которые образуют биополе. Так появилось новое направление медицины. Появились биокорректоры Джуны, регулирующие биополе.

Автор предлагает врачам применять плакатную технологию мышления (рис. 7), организовывать «сшибку» энергетических потоков и генерировать идеи, обеспечивающие равновесие организма. Противоречия возникают тогда, когда организм входит в новое «пространство» со свои ми требованиями и внутренние силы не могут обеспечить равновесие. И здесь врач должен помочь. «Гармония вещей слагается из взаимодействия явно конфликтующих друг с другом аспектов, в столкновении противоположностей» (Н. Бор).

«Крупные исследователи советовали и советуют: не убегайте от противоречий, радуйтесь, что они существуют. Наличие противоречия означает, что вы работаете на таком участке, который таит много неизвестного, а следовательно, и много нового» (Столетов).

В 1935 г. Тимофеев-Ресовский совместно с физиком Ромке написал маленькую статью «Принцип усилителя в биологии». Этот принцип положен в основу науки синэргетики. «Может самое главное, что я сделал, так это принцип усилителя», — говорил знаменитый учёный В. Т. Тимофеев-Ресовский. «Когда нет равновесия, то какое-то единичное явление с очень низкой энергией, ничтожное само по себе, микроскопическое, приводит в действие силы, которые на много порядков больше исходящих сил. Достаточно привести в действие эти “тайные силы”, немножко подтолкнуть их и даже большой предмет упадёт», — учил Тимофеев-Ресовский. Пользуясь своим методом, учёный понял многие явления, описал огромный круг явлений, которые до него наблюдали, но не могли объяснить. Тимофеев-Ресовский внёс вклад в разных областях человеческой деятельности. Он работал в разных направлениях и шёл от частных проблем к всеобщим и за пределы знания. Предложенные им концепции стали общепризнанными и определяющими общий уровень развития науки. Он проникал в глубину явлений, в которую до него никто не проникал. Такова культура научного мышления Тимофеева-Ресовского.

Заслуга Тимофеева-Ресовского в том, что он рассматривал биогеоценоз как пространственную биохронологическую единицу, которая влияет на организм человека. Он видел в биогеоценозе главное и просматривал связи между событиями с позиции биогеоценоза. Такое мышление позволило ему предложить использовать радиацию в качестве инструмента для познания мира. Он выдвинул много идей во многих областях. Он обладал мудростью.

«Главное — мудрость. Приобретай мудрость и всем именем твоим приобретай разум» (Соломон Мудрый).

«И наполнил его Божественным духом, мудростью, разумением и талантом» (Шмот, 31).

«Кто прикоснётся к Божественной мудрости, тот поймёт, как мудр и разумен народ еврейский, этот великий народ» (Дварим).

«Посредством противопоставления противоположностей слагается красота мира», — учат пророки.

«Мудрый человек учится у всех людей» (рабби Нахман).

«Истина ищется в среде: пространство, время, психика» (Спиноза).

«Если очевидно противоречие, то это указывает на какую-то скрытую мысль» (Зигмунд Фрейд).

«Нужно знать старые истины» (Лабрюйер).

«Полезно изучать открытия других таким способом, который и нам самим бы открыл источник изобретения» (Лейбниц, 1640–1710).

Мудрые люди не боялись обнародовать проблемы. Так Планк считал, что «каждый исследователь вносит своё имя в историю науки не только собственными открытиями, но и теми открытиями, к которым он побуждает других». Пуанкаре в 58 лет не мог найти доказательств геометрической теоремы и руководствуясь интересом и стремлением к истине, опубликовал теорему без доказательств. Доказать теорему означало решить большую проблему небесной механики, научиться отыскивать периодические решения для самой общей постановки задачи трёх тел. И вскоре 28-летний учёный Джордж Биркгор доказал теорему Пуанкаре.

«Истина — это язык, помогающий постичь всеобщее» (Экзюпери).

«Надо укрепить свою мысль чтением гениальнейших мыслителей, изучавших природу вообще и человека в особенности» (Д. Писарев).

«Чтение — вот лучшее учение, и следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А. С. Пушкин).

«Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (В. И. Ленин).

Формы мысли — это понятия, суждения, умозаключения, доказательства.

Понятие — это логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений, идея чего-нибудь. Идея с греческого языка означает «то, что видно».

Суждение — мысль, выраженная в форме предложения.

Умозаключение — это рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (следствие или заключение), логически вытекающее из посылок. Большую роль в умозаключениях по аналогии играет соотношение объектов (сравнение).

Доказательство — это факт или довод, подтверждающий что-нибудь. «Истина удовлетворяется доказательствами, а не силой, не приказом, не внушением, ничем, что подавляет критическую способность того, кому доказывают. Доказывай, а не только утверждай. Доказательство в практике, наблюдении, опыте, эксперименте и в логическом выводе» (А. Д. Александров).

Дерево познания добра и зла представляет не столько утрату определённого характера отношений, сколько замену их другими. Автор предлагает модель улучшенного хлеба, необходимого для укрепления здоровья. Это — вспененный гранулированный хлеб с капиллярно-пористыми гранулами со структурой:

Специалисты просто обязаны повысить качество хлеба, это их дело. Нельзя издеваться над людьми.

Клиффорд Саймак, знаменитый американский фантаст, в произведении «Космические инженеры» писал, что в недалёком будущем в космических полётах инженеры будут использовать автомат, который будет подбирать материю и энергию из космоса и «трансформировать их в эквивалент бифштекса или картошки по питательности». Уже американские учёные обнаружили в космосе лицин и другие микроэлементы.

«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» (Сократ).

Песталоцци, первый народный учитель, призывал «давать пространство свободы» от невежества. Автор представил в табл. 4 перечень творческих задач, позволяющих развить желание и способности самостоятельно приобретать новые знания. «Чтобы вести застольную беседу с мудрейшими, надо знать их язык» (Шеллинг). Язык мудрецов — это язык противоречивых сущностных отношений.

«Мудрость — это матерь всех добродетелей, до которой надо дорасти» (Владимир Соловьёв, философ).

В древней Индии считалось само собой разумеющимся, что мудрость не есть ум. Слово «ум» служит для обозначения различных личностных свойств, способностей. Способности — это предрасположение к чему-то. Нормальный человек развивает способности. Хитрость — это антипод мудрости. Хитрость запутывает суть явления. Хитрость — это умение ввести в заблуждение партнёра, обойти все ловушки, миновать подводные камин. Мудрость никогда не направлена против человека, а направлена на развитие жизни. Будущее за мудростью.

Послесловие

В природе работают механизмы, обеспечивающие равновесие и приспосабливаемость к изменившимся условиям.

Теплолюбивые растения, посаженные на Севере, прижимаются стеблями к земле, чтобы получить крохи тепла, а также перекручиваются стеблями, согревая друг друга.

Плавательный пузырь рыбы является одновременно и органом изменения положения в толще воды и резонатором-источником сигналов и микрофоном-приёмником звуков.

Дельфины имеют две области видения: в задней части сетчатки и в передней (за исключением дельфинов, живущих в реках Южной Америки). Предки дельфинов когда-то жили на суше. В то время у них не было проблем со зрением. Потом пришлось жить под водой в морях. И дельфины научились хорошо видеть под водой и над водой, стали использовать две области видения. Когда дельфин рассматривает предмет в воздухе, то он поворачивается к нему носом и смотрит на него двумя глазами. Когда разглядывает что-то под водой, то поворачивается боком и смотрит только одним глазом, используя заднебоковую полость. Сетчатка глаза дельфина отличается от сетчатки глаза других млекопитающих, для которых характерна лишь одна область наилучшего видения.

Строение ног у животных согласовано с образом жизни.

Энтомологи не перестают удивляться «мудрости» пауков. Чтобы существовать, паук начал ткать паутину из самого себя. Затем пауки сообразили, что витая нить должна удерживать добычу и паутиновая нить стала липкой. Железы стали вырабатывать вязкий липкий секрет. Однако не все пауки обзавелись железами, вырабатывающими секрет, а нить должна работать. Пауки стали совершенствовать паутину из ваты с помощью особого приспособления. Нечёсаная тончайшая шёлковая вата имела диаметр волокон не больше 0,000015 мм. Она придавала сетям голубоватый блеск и наносилась на две выделяемые с нею более толстые осевые нити. Нить крепко цеплялась за щетинки тела случайно наткнувшегося на сеть насекомого. Некоторые виды дневных пауков страдали от пролетающих птиц. Решение: пауки часть нити сделали видимой. Это решение напоминает принцип разделения в пространстве. Появились утолщения на некоторых паутинках, явно демаскирующие их. Мало того, утолщённые места паутины стали иметь различную форму, то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Некоторые пауки стали украшать сеть шариками или дополнительными узорами белого непрозрачного цвета. Насекомые попадали в ловчую сеть, так как сеть была для них невидима, а птицы облетали, так как видели сеть. Некоторые насекомые замечали уплотнения, но для паука лучше потерять сооружённую не без труда паутину, чем погибнуть. Живущие группами пауки пошли ещё дальше и стали использовать особые нити для распространения информации, чтобы созвать многочисленных хозяев сети для охоты на крупную добычу. Иногда эти сигнальные сети были довольно длинными, и их надо было где-то закрепить. Возникло новое противоречие: нить должна быть закреплена, чтобы не провисала, но положенная на опору нить не может передавать колебания. С другой стороны, нить не должна быть закреплена, чтобы не гасить сигнальные колебания. И пауки стали вырабатывать систему подвешивания сигнальных нитей, напоминающую линии электропередач, а чтобы колебания не гасли, сигнальную нить связали с опорами только тонкими паутинками. (Эта информация взята из сборника творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. Автор В. И. Тимохов).

Эволюция человека идёт в направлении синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве. Так работает мозг.

Гераклит (342–271 гг. до н.э.) в своём сочинении «О природе» писал, что «человеческая мысль развивается в вечной борьбе противоречий» и что «эта борьба — отец всех вещей». «Истинную сущность природы раскрывает только практическая философия» (Марк Туллий). Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814), немецкий философ, подчёркивал значение практической философии. Он считал, что вопросы обоснования морали и государственно-правового устройства должны освещаться практической философией.

«Философом надо быть не на словах, а на деле» (Сенека).

Мудрость — это и есть практическая философия. Еврейские мудрецы имел Седер (устав) мудрости.

«Расчищайте путь, освободите дорогу, устраните препятствия с пути народа моего» (Иешаягу, 57:14).

Предлагаемая плакатная технология мышления (рис. 7) позволяет это сделать.

«Внутренняя гармония является той самой истиной, которую постигает наш разум» (Ушинский).

Т. Кун назвал культуру мышления парадигмой. «Педагог» переводится как человек, ведущий за руку. Так парадигму не создать. Необходимо научиться самостоятельно творчески мыслить. Инсайт (внутреннее озарение) здесь не поможет. «Мы жители Вселенной и обитатели Земли» (Иешая I, Пророки).

А. Блок в стихах о Прекрасной Даме изобразил мудрость как Даму, находящуюся в объятиях Хаоса и пребывающую в союзе с Космическим умом.

Эмоции — это сигнальная функция, подобно потребности в питании, устранении голода, жажды. Эмоции не раскрывают путь к грядущему миру, а только побуждают обеспечить «боевую» готовность организма. Эмоции не позволяют достичь душевного равновесия.

Развитие — это рост, перевод психики с подсознания на уровень сознания, на новый качественный уровень. «Делать всё обучившись или не делать вовсе» (Платон). Чтобы приблизить грядущий мир, надо развивать разум и мудрость. Мудрости нельзя научиться со слов или по тестам. Тесты — это только психометрические упражнения для проверки способностей.

«Вся задача человеческой культуры и человеческого самовоспитания и воспитания в создании новых инстинктов» (Ухтомский).

Мир изменяется. Усиливается воздействие геомагнитных сил на Землю. Закон Ле-Шателье гласит, что при любых воздействиях на систему, она стремится, чтобы ничего не менялось, стремится к таким изменениям, которые бы минимизировали внешние воздействия. Человек отличается от животных тем, что может сознательно видеть противоречия, разрешать их, попадать в Закон вечности (кругооборот энергии), раскрыть истину и довести её до людей, способен открыть новое небо и новую землю. «Наилучшее выражения гармонии — это закон» (Пуанкаре). Автор раскрывает Закон вечности (кругооборот энергии), который называют «Путь Колесницы». Законы не должны отставать от жизни. Закон вечности — это лампа, освещающая путь к грядущему миру.

«Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришёл конец» (немецкий философ К. Ясперс). Мифы Торы надо низвести до осмысленного факта, извлечь уроки прошлого. В древности мудрецы помогли людям опровергнуть мифы о лягушках, олицетворяющих изобилие, помогли понять вред несвоевременной уборки трупов животных и т.д.

Так, о необходимости развивать ум, испытывать человека свободой выбора между добром и злом, испытывать мудростью всё на свете — не прерогатива Бога, а задача человека. Ева, жена Адама, как сказано в Торе, сознавала, что «древо познания добра и зла» «вожделенно для развития ума» (см. стих 6 «Бытие»). Человек должен сознавать, что такое добро, а что является злом, должен знать, что только делая добрые дела, можно победить зло, должен знать, как испытывать мудростью всё на свете и получать от этого удовольствие. Слово «Эден» в Ветхом Завете и означает идеальный мир, в котором человек получает удовольствие в мыслях и поступках от сознания, что поступки направлены на развитие жизни человечества.

Кто правильно мыслит, тот правильно и делает. Чтобы поставить правильное мышление, надо серьёзно учить людей мыслить по схеме: разум → мудрость → премудрость → полёт к свету → свет. Как певцу ставят голос, как художнику или музыканту ставят руки, так и любому человеку надо поставить мышление. Нужно учиться на задачах, решённых мыслителями прошлого.

Так:

1. Перед китайским императором Цинь Ши-Хуанди, жившем 22 века назад, встала задача увеличить охрану. Император вместо увеличения охраны приказал поставить у входа во дворец ворота, изготовленные из огромного цельного куска магнитного железняка. Когда злоумышленник проходил через ворота со спрятанным кинжалом, чтобы убить императора, клинок сам выскакивал из-под одежды. А стража была тут как тут.

2. Проявлять к людям милость надо, чтобы приблизить мир к идеальному состоянию. К сожалению, люди нарушают десять заповедей Моисея, 613 заповедей Торы и другие законы, проверенные тысячелетиями. Нарушители должны быть наказаны. Мыслители разработали концепцию «Божьего суда». Что нужно сделать, чтобы нарушитель нёс ответственность за нарушение правил человеческого общежития? Тора учит:

    а) активизировать духовную и физическую работу по приведению мира в гармоническое состояние, перевести мир в новое качественное состояние;
    б) просвещать людей, вести к правде, совершенству, раскрывать глаза (сделать их зрячими);
    в) развивать изобретательность;
    г) повышать духовность и совесть;
    д) испытывать всё мудростью.

3. Во времена Антиоха Эпифана, царя Сирии (168 г. до н.э.) изучение Торы было запрещено под страхом смертной казни. Евреи не могли нарушить закон, обязывающий изучать Тору. Как быть? Мудрецы ввели новый обычай: вместо чтения в синагоге недельной главы Торы стали прочитывать соответствующие им по содержанию главы из книг пророков. Так появилась Гафтара главы (буквально с иврита означает «то, что освобождает от исполнения обязанности»). Обычай этот сохранился и после того, как перестал действовать закон Антиоха Эпифана, и действует сегодня. Гафтара главы позволяет усилить восприятие Торы, глубже осмыслить уроки мудрецов.

А сегодня человек слышит 10%, видит 50%. Как усилить восприятие? Автор предлагает плакатную технологию мышления включить в состав духовной культуры.

4. Ной известен как изобретатель плуга (но не многие об этом знают), как строитель ковчега (корабля). Ной обладал изобретательным умом. Изобретают, чтобы выжить.

а) Во время потопа всё живое погибло. Потоп покрыл землю во многих местах. Как узнать, что земля где-то освободилась от воды? Ной посылает ворона, который питается падалью. Ной полагал, что ворон найдёт останки погибшего, и если не вернётся, то это будет знаком, что земля ещё не освободилась от воды. Так и было.
б) Через 7 дней Ной посылает голубя на разведку, голубь питается растительной пищей. Ной полагал, что с помощью голубя ему удастся определить, выступила ли где-то суша, высохла ли земля, готова ли прокормить обитателей ковчега, появились ли на земле растения. Голубь вернулся вечером и Ной понял, что поверхность земли всё ещё под водой. Ной знал, что масличные деревья не растут на высоких горах и через 7 дней снова выпускает голубя. На этот раз голубь принёс в клюве лист масличного дерева, и Ной понял, что вода освобождает землю. Через 7 дней Ной снова выпускает голубя, но голубь уже не вернулся. Ной понял, что иссякла вода на земле, снёс кровлю ковчега, увидел земли высадился на неё.
5. Между высокомерными господами, гнушающимися труда и рабами, не знающими отдыха, существовало различие. Как поставить эти группы в равное положение? Решение. Еврейские мудрецы ввели субботу, как день всеобщего покоя. В этот день запрещалось выполнять 39 видов работ, являющихся типовыми действиями, каждое из которых служит основой для целого ряда действий. В число 39 работ входили пахота, засев поля, вынос предметов, зажигание огня, письмо, изготовление материи и т.д. Запрещались дополнительно ряд действий ради субботнего дня. Запрещалось обращаться с просьбой к кому-то совершить ту или иную работу. Вот так мгновенно решена проблема (см. книгу Шмот или Исход).
6. При постройке Храма в Иерусалиме запрещалось использовать какие бы то ни было железные инструменты (зубило, молоток), т.к. Храм является основой мира и покоя, а металл ассоциируется с разрушением. Как подогнать камни один к другому? Решение. Царь Шломо (Соломон) распорядился использовать жука под названием «Шамир», который рассекал самые твёрдые камни (см. книгу Шмот или Исход).

Читатель может сам сформулировать такие задачи из Книги Книг (Торы).

Надо понимать природу евреев. Каждый приходит в мир, чтобы в большом или в малом приблизить мир к гармонии и совершенству. Нужно избегать дурного (плохого, жестокого, бесчеловечного), избегать компромиссов. Нужно осознанно входить в новый мир.

Дарвин говорил, что его «неспособность в зрелом возрасте восторгаться поэзией, живописью и музыкой определило утрату известной доли счастья и вредно отразилось на умственных способностях и нравственном характере» (Дарвин Ч. Воспоминания о развитии своего ума и характере). Слово «жизнь» в Торе означает больше, чем физическое существование. Оно определяет время творческого, радостного созидания, духовного подъёма и удовлетворения.

Чтобы не утратить счастья, автор предлагает, осмысливая искусство, выявлять противоречия и наслаждаться способами их разрешения. Человек — мыслитель. Человек получает удовольствие при разрешении противоречий. Надо восхищаться красотой ума. Нужно учиться у всех.

Нужна интеллектуальная помощь человеку. Необходимы школы мудрости. Необходима «интегральная вера», а не просто вера в Бога. Учёный, физиолог А. А. Ухтомский «интегральной верой» называл Правду, Добро, Красоту и высказывал надежду, что такая вера, вера в себя, как человека, сможет помочь людям.

Вера у евреев не представляет собой секретную доктрину или свод мистических действий. Это культура мышления.

«Правильное культурное мышление — одно из самых драгоценных качеств. Но вы, наверное, сами заметили, что люди всячески стремятся обогатить свою память, свои познания, упражняются в красноречии, но они почти никогда не заботятся о культуре мышления. Они стараются рассуждать логически, не заботясь о том, чтобы правильно мыслить. Они смешивают эти вещи» (Антуан де Сент-Экзюпери). Такое же положение с разумом и мудростью. Если автору удалось раскрыть истинный смысл этих понятий, то он будет считать свою задачу выполненной.

Автор благодарит своего сына Юрия Финкеля за помощь в распечатке материала и поддержку.



на первую страницу     предыдущая статья следующая статья