сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

Премудрость Петра I (1672—1725)

Пётр I взошёл на престол в 1695 г. Пётр I был великим реформатором, преобразователем России. Ему и его сподвижникам удалось вывести Россию на новый путь, просветить людей.

Следствием монголо-татарского ига явилось нравственное унижение людей. Забыв гордость, русские выучились низким хитростям рабства, научились обманывать, откупаться деньгами от насилия, стали корыстолюбивее, бесчувственными к стыду. Нужно было обновить психику (сознание) людей.

В период монголо-татарского ига Русь была изолирована от стран Центральной и Западной Европы, оказавшихся впереди в своём развитии. Для российского государства стало важным условием преодолеть отсталость по всем элементам: материалы, средства, организация, наука, технология, труд. Нужно было научиться формировать новые знания.

На рубеже XV—XVI вв. было три явления, связанные между собой:

  1. образование единого российского государства с центром Москва (как феодально-крепостнического)
  2. освобождение страны от монголо-татарского ига
  3. завершение формирования русской (великорусской) народности

За Москвой закрепилось положение центра, который начал устанавливать международные связи.

С XIII в. были затруднены выходы к Чёрному и Балтийскому морям. Нужно было решать эту проблему. Необходимо было обновлять психику (сознание) народа, укреплять военное могущество.

Символом растущего военного могущества русского государства стал каменный Кремль, построенный в 1367 г.

Идеалы эпохи выразил в своих иконах Андрей Рублёв (1360—1430), расписавший Троице-Сергиев монастырь и другие монастыри.

В эту эпоху творил Феофан Грек, художник. В 1510—1511 гг. игумен псковского Елизарова монастыря Филофей сформулировал идею о Москве как третьем Риме. Он считал, что центр христианства переместился из Рима в Константинополь (второй Рим), а оттуда в Москву (третий Рим).

Нужно было укрепить положение России среди европейских держав. В конце XV — начале XVI вв. успешно развивались связи с Италией и другими странами. При великом князе Иоанне III Васильевиче завершилось конечное свержение ханского ига. При Иоанне III Новгород, бывший шесть веков республикой, покорился Иоанну.

При Иване IV (1533—1584) была сделана попытка решить вопрос о выходе к Балтийскому морю и возвращении древнерусских земель в Восточной Прибалтике, но Ливонская война 1558—1583 гг. цели не достигла.

В XV в. Крымское ханство захватило древнерусские земли в Причерноморье. Совершались набеги на пограничные уезды России и Украины. Ханство тормозило развитие торговли в районе Чёрного моря.

Иоанн именовал государство Московское Белою Россией. Он умножил государственные доходы приобретением новых областей и лучшим порядком в собирании дани от внешней торговли. Гордый в сношениях с царями, величавый в приёме их посольств, любил пышную торжественность, установил обряд целования монаршей руки в знак милости; хотел и всеми наружными стремился возвыситься пред людьми, сделаться земным богом. Иоанну дали имя Грозный в похвальном смысле («грозный» для врагов и строптивых ослушников).

Дед Петра Великого Михаил Фёдорович (первый Романов, 1613—1645, основатель династии), человек любознательный, считался западником, поклонником иноземных камзолов, обычаев и знаний. Михаил Фёдорович правил вместе с патриархом Филаретом.

Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович (1645—1676) считался мудрым правителем. Русско-шведская война 1656—1661 гг. не достигла цели по выходу в Балтийское море.

Алексея Михайловича звали «тишайшим». Он преуспел в управлении государством и правосудии. Много хвалы заслужил за военные дела. Занимался устройством регулярных войск. Появились солдатские, драгунские и другие полки.

Пётр I был незаурядным человеком, вокруг которого всё двигалось.

Однажды Пётр I спросил князя Я. Ф. Долгорукого, чем он отличается от Алексея Михайловича. Князь ответил:

«Три главных дела у царей: первое — внутренняя управа (управление и правосудие); второе — военное дело; третье — устройство флота, внешние союзы, отношения с иностранными государствами. Пётр I преуспел в третьем деле», — сказал князь.

Пётр I встряхнул Россию и она прозрела, увидела свет. Россия перешла на новый виток развития.

Пётр I мечтал отомстить туркам и татарам за все обиды, которые они нанесли Руси, мечтал повторить подвиг Олега, мечтал продолжить дело своих предков. За восемь столетий до Петра I Олег воевал в тех местах, которые в середине XV века захватили турки с крымскими татарами. Русской земле был нанесён тяжёлый урон. И Петру I удалось восстановить справедливость. Но всё это свершилось позже.

30 мая 1672 г. от второго брака Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной родился сын Пётр. Наталье был 21 год, а Алексею Михайловичу — вдвое больше. Она была молода, красива, здорова, доброжелательна.

На четвёртом году жизни Пётр потерял отца. На престол взошёл старший брат от Милославской Фёдор Алексеевич. Он отменил местничество, отменил принцип «породы», знатности людей, заменил оценку людей принципом выслуги, ввёл военно-административное деление земель на разряды, создал округа — предшественники петровских губерний. При дворе вошли в моду кафтаны как в Польше и Венгрии. Они были короткие и удобные.

Крестным отцом Петра стал Фёдор Алексеевич. Царица Наталья вместе с Петром проживала в Кремле, но в 1682 г. родственники первой жены Алексея Михайловича Милославские вытеснили Нарышкину, отодвинули её от власти.

Фёдор Алексеевич определил Петру воспитателя Матвеева.

После смерти Фёдора Алексеевича осталось два брата: Иван от Марии Ильиничны Милославской 16 лет, и Пётр от Натальи Кирилловны 10 лет. Иван страдал слабоумием, часто болел и умер в 1696 г.

Управляла государством сестра Софья. Вопрос о власти вызвал борьбу группировок. Последовал водоворот кровавых событий, отразившихся на психике Петра. Нервное потрясение отразилось на Петре. Жестокая борьба за власть совпала с восстанием стрельцов и солдат московского гарнизона.

Пётр был живой, любознательный, непослушный мальчик. С 6 лет и до 15 лет проходил учение у учителя Зотова. Он прошёл с ним курс наук — азбуку, чтение и письмо, выучил наизусть часослов и псалтырь, евангелие и апостол. Пётр получил от Зотова недостаточное образование, был не в ладах с синтаксисом и лишь в 15 лет узнал о четырёх правилах арифметики, писал с ошибками, затруднялся грамотно излагать на бумаге свои мысли.

В этом возрасте Пётр понял: горе тому народу, который, закостенев в своих слабостях, держится за них только из желания не отступать от самобытности. В этом возрасте Пётр пристрастился к истории. В сознание юного и восприимчивого царевича входили сведения о прошлом Отечества, о славных деяниях предков, и ему захотелось поднять Россию. Отставание России грозило зависимостью её от развитых стран, потерей национальной независимости. С Россией не считались в Европе.

Россия отставала от Западной Европы и в воинском устройстве и во всех мастерствах и художествах. Имели место косность в армии, отсутствие умения и охоты к военному делу.

Сознавая недостатки своего образования, Пётр возвёл в правило учиться у всех и везде, развивать способности ума.

Военный кругозор Пётр стал повышать в «потешных играх», где овладевал солдатской премудростью, прошёл через все солдатские чины, начиная с барабанщика.

Пётр привлёк к «потешным играм» шотландского генерала Патрика Гордона, отдавшего 40 лет военной службе, иноземца Зоммена, швейцарца Франца Лефорта, будущего адмирала и других специалистов. Лефорт внушил Петру, что ему нужно искать талантливых русских помощников. Пётр сформировал два полка — «Преображенский» и «Семёновский», назначил иноземных офицеров капитанами в батальонах. Организовывал военные учения со штурмом земляной крепости Пресбурга с применением боевых орудий. Проводил манёвры по всем правилам военной науки.

Не понимала Петра и его матушка и сестра Софья. Они считали, что Пётр предаётся забавам, которые отвлекают его от царских дел и забот. В 17 лет матушка женила Петра на Евдокии Лопухиной. Софья была довольна: Пётр не вмешивался в государственные дела.

«Игра стала предвестниками настоящего дела», — скажет позже Пётр I.

В учениках участвовало до 30 тыс. человек. В играх выковывались кадры воинов, отрабатывались боевые навыки.

Пётр хотел, чтобы Россия усвоила всё новое и ценное, что есть в Западной Европе. Он стремился вывести Россию на новый путь. Он понимал, что в России есть и материалы, и средства, и люди, способные поднять престиж России. Пётр рассчитывал привести в движение русских людей своей волей, энергией, а где и палкой и дыбой. Многим Пётр был недоволен. Многое хотел исправить, обновить. Он не желал превратить Россию в какой-то сколок другой страны. Это невозможно было сделать ни тогда, ни ранее, ни позднее.

Русские люди были известны как рудознатцы, умели находить руду, умели плавить её. Получали железо с давних времён. Ещё в XVI в. во многих дворах Тулы стояли примитивные печи-домницы. Полученное железо сбывали вольным кузнецам, которые выделывали из него пищали, самопалы, колья, сабли, плужники, ножи, топоры. В России всё есть: горы, богатые рудами, леса, реки, плодородные незаселённые равнины. Но железо привозили из Швеции. Горнозаводское дело не было поставлено. Провоз железа из Швеции был труден. Цены непомерные. Многовековой опыт производства железа не использовался. Славяне ещё в давние времена седой старины строили небольшие, шахтные печи (домницы). Железо выплавлялось в сыродутных горнах с ручными мехами. Получалось губчатое железо, которое легко отделялось от посторонних примесей ручной поковкой железными молотами.

Ещё в первой половине XIII в. князь Даниил Галицкий имел кузнецов меди. Они добывали медь и отливали медные колокола, делали медную посуду.

Нужно было поставить в казну боевые припасы (пушки, ружья, ядра, гвозди). Нужны были боевые корабли. Пётр понимал, что вопрос о вооружении войск — первый вопрос государственной важности. Пётр видел, сколь бедна Россия фабриками и заводами.

Великий князь Иван III вызвал из Венеции известного мастера Аристотеля Фиораванти, который начал в Москве в 1479 г. литьё пушек. В XVI веке прославились Булгак, Наугородцев, Семён Дубинин и другие оружейные мастера.

Пётр понимал, что рудознатные мастера из иноземцев — люди чужие, пришлые. Нужны были свои сметливые, дерзкие и предприимчивые русские мастера. Дубровский, Щеголев, Ерепков ставили по Яузе и Москве-реке суконные, полотняные, шёлковые заводские дворы. Корабельщики братья Баженины строили суда.

Русские умельцы удивляли мир своим умом. Автор паровой телеги — Черепанов. Ефим Алексеевич Черепанов в своей мастерской поставил на рельсы паровой двигатель.

Яков Батищев придумал машину для отделки стволов: механический ковальный молот. «Может собственный Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» (М. В. Ломоносов).

В 1696 г. Пётр остановился в Туле и заказал 300 алебард Никите Антуфьеву по иностранному образцу. Пётр остался доволен работой и отпустил кузнецу из государственной казны втрое против того, во что они обошлись. И Антуфьев (Демидов) стал служить Петру верой и правдой.

Так же служили отчизне заводовладельцы граф Шувалов и другие. Никита Антуфьев (Демидов) построил 23 завода. В Туле рядом с демидовскими заводами ставили заводы Лучинины, Баташевы, Ливенцовы, Красильниковы и др.

Пётр I метался из одного края в другой. В начале августа 1702 г. Пётр I прибыл с небольшой свитой в деревню под Архангельском. В августе к корабельщикам Баженина. Отец Андрей, сыновья Осип и Фёдор построили в Соломбале судостроительную верфь и заложили два судна — фрегаты «Курьер» и «Святой дух». 16 мая 1703 г. в устье Невы на острове Ениссара Пётр I начал строить Санкт-Петербург.

Железо Демидова не уступало шведскому. Десятую часть продукции Демидов сдавал в доход казны. Поставлял железо вдвое дешевле, чем Миллер, Нарышкин. Никто не мог соперничать с ним. Для кораблей поставку железа и якорей производили беспошлинно. Демидов построил на волжских и камских берегах пристани и амбары для складов, в Москве завёл торговые дворы. Пётр I поддерживал Демидова как товаропроизводителя. Он говорил купцам: «Поговорите с ним, купцы, подумайте. Ему, Демидову, я друг. Я за него поручаюсь». 16 контор и английский именитых купцов имели дело с Санкт-Петербургской главной конторой. Железо поставляли в Португалию, Италию, Голландию. Пётр I передал Демидову заводы навечно.

Густав III, высокомерный и честолюбивый шведский король, возомнил себя непобедимым полководцем, замыслил разгромить Россию, завоевать балтийские берега, завоевать Санкт-Петербург. Пётр I готовился к решительной схватке со шведами.

27 июня 1709 г. произошла Полтавская битва. Шведы были наголову разбиты. Победа при Гангуте повысила престиж России.

Умер Пётр I в 1725 г. от уремии в 53 года.

Пётр I снискал благодарность потомков за мощный импульс по развитию страны.

Прославленный государь, дипломат, полководец, флотоводец, адмирал, законодатель, реформатор. После победоносного завершения Северной войны заслужил титул императора. Пётр I защищал интересы дворян (господствующего класса), укрепил позиции дворян и купцов (нарождающейся буржуазии), укрепил власть монарха, расправлялся жестоко с народными восстаниями. Пётр I решал общенациональные задачи, служил государственному интересу, общей пользе. Пётр I сломал устоявшиеся традиции, ломал обычаи, привычки. Пётр I считал себя абсолютным монархом, и всё, что он делал, говорил, считал он, неподвластно людскому суду. Пётр I полагал, что только бог может спросить с него за всё от него исходящее.

Пётр I ввёл новое летосчисление (не от сотворения мира, а от рождения Иисуса Христа). Ввёл новый год не с 1 сентября, а с 1 января.

Учредил орден святого апостола Андрея Первозванного.

Запретил носить бороды.

Сам подписывал акты международного характера.

Разрешил ездить за границу для обучения.

Открыл типографию в 1699—1700 гг.

Открыл горно-заводские училища, цифирные школы, артиллерийскую, инженерную, математическую и другие гражданские школы.

В 1700 г. вместо умершего патриарха Андриана Пётр I ввёл новую должность блюстителя патриаршего престола, а патриарху оставил функцию только духовного пастыря. Ведать церковным имуществом поручил Мусину-Пушкину — лицу светскому.

Ввёл сбор с гербовой бумаги, пошлины с ценных бумаг.

Провёл монетную реформу в 1700 г.

Появились газеты.

Открылся театр.

Открылись гимназии.

Открылась Морская академия, Академия наук.

Открылись публичные библиотеки.

Издавались книги, учебники.

Вводились европейские одежды.

Собирались ассамблеи с танцами и беседами.

Строились новые дома.

В 1692 г. составлен «Воинский устав».

В 1697 г. начали строить доменные печи и пушечные литейные цехи на Урале, заложен первый металлургический завод.

Появились на Урале 40 промышленных предприятий. В 1721 г. Пётр I заключил вечный мир со Швецией.

В 1722 г. Пётр I издал указ о наследии престола. Вместо «недоброго обычая» автоматического перехода трона от отца к старшему сын Пётр I ввёл новый порядок, согласно которому правительствующий государь своей волей назначал наследником того, кого хотел.

Пётр I ввёл триколор как последовательность красной, синей и белой полос, который сегодня является символом суверенного государства единороссов.

Красный цвет символизирует энергию, силу, мужество, кровь, пролитую за Россию. Синий цвет — мир, чистоту, благородство. Белый цвет — символ чистоты души. Пётр I окружил себя умными советниками, активными предпринимателями.

Пётр I превратил Россию в морскую державу, создал полноценный флот из 50 кораблей (за 2 года!)

Закрепился в Балтийском и Чёрном морях. Построил города Петербург, Азов, Таганрог и обжил их.

В России появилось много образованных специалистов по военному, морскому делу, металлургии, кораблестроению, геологии, минералогии, географии, истории, государствоведению, юриспруденции, картографии. По инициативе Петра I было много нововведений и деяний, направленных на развитие России. Россия вошла в число великих держав мира, не только как могучая, сильная, святая страна, но и мудрая держава.

Не всё, что делал Пётр I, приносило благо. Сотни тысяч людей попали в крепостную неволю, многие были обложены непомерными налогами, привлечены принудительно к работам. Люди боялись Петра I.

Однако многие качества характера стали примером для подражания. Это простота в обращении, невзыскательность, непритязательность в быту, доброта (он мог обласкать человека).

Он не терпел домов, дворцов больших размеров, не терпел пышность, не терпел высоких потолков, не любил официальных церемоний.

Пётр I с простыми людьми не раз делил кров и пищу, крестил их детей. Он обладал таким качеством, как человеколюбие.

С юных лет Пётр I думал о своей России и мечтал направить промышленность, торговлю, науку, художества по новому пути.

Пётр I был человеком огромного ума и великого размаха.

До Петра I дела начинались пусть не всегда решительно и последовательно, но при Петре I дела велись более масштабно. Пётр I успешно решал гражданские дела, преобразовывал экономику и государственное устройство России, обновил культуру и быт в России. Пётр I и в молодости и в зрелом возрасте был смелым, участвовал в сражениях под пулями и ядрами, нюхал пороху не раз, бывал ранен, не боялся броситься в пекло во время пожара, броситься в ледяную воду, чтобы спасти тонущего матроса, не щадя своей жизни.

Пётр I не боялся себя скомпрометировать и учился у всех и всегда.

Личность Петра Великого притягивает людей. Образ Петра I увековечен в памятнике Э. Фальконе, в котором Пётр I попирает на вздыбленном коне врагов. Памятник отражает суть его личности и дух эпохи. Пётр I был мудрецом, так как создавал новое.

Развитие России продолжается безостановочно и по сей день. Важно соблюдать преемственность во внешней и внутренней политике.

И сегодня важно перенимать всё ценное и нужное, что есть на Западе, нужно заботиться о том, чтобы люди приносили пользу Отечеству и не зависели от Запада. Россия всегда стремилась к свету. Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России. При Петре I произошёл скачок в хозяйственной и культурной жизни России. Перед кончиной Пётр I слабеющей рукой успел написать: «отдайте всё...» Кому? Никто не знает.

Екатерина Алексеевна (Екатерина I) царствовала в 1725—1727 гг.

Во времена Екатерины II (1702—1796) оформилась идеология «просвещённого абсолютизма», как система общественно-политических взглядов, основанных на вере в мудреца на троне, который правит страной по разумным, справедливым законам и стремится к общему благу своих подданных. Эта идеология определила гражданскую позицию большинства деятелей русской культуры XVIII—XIX вв.

Сегодня, в XXI веке, идея совершенствования личности на основе развития ума (способностей человека), идея обновления психики (сознания) всё больше завоёвывает умы.

Людей надо просвещать, чтобы они прозрели и видели свет.

Свет — это «Божественный проект» по созданию мира гармонии, совершенства, правды, справедливости.

Просвещение — важный фактор общественного развития.

Русские — это «исторически развивающийся народ», писал С. М. Соловьёв.

Просвещение — это основа социальных изменений. Нужно расширять рамки свободы от невежества, зла, насилия. Причина всех заблуждений человечества — невежество.

Россия возвеличивается над всеми народами своим свободолюбием, мудростью и братским отношением к другим народам.

Новое дело велико своим будущим. Нужна решимость генерировать плодотворные идеи, развивающие жизнь, и претворять их в жизнь, соблюдая преемственность.

Натура Петра I, взращённая в русской среде, отличалась характером национальным, широтой, безудержностью.

Мудрость — это всегда новое.

Пётр I руководствовался Законом Вечности:

разум — мудрость — премудрость — полёт к свету — свет.

Он проводил реформы системно по всем направлениям одновременно, а не фрагментарно. Тот, кто правильно мыслит, тот и правильно делает. Поэтому и память о Петре I останется в веках.

Русские люди должны знать свои корни, видеть мудрость предков, учиться у них искусству мудрости.

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья