сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

2. Наука развивать ум

Самое важное, что надо делать — это стараться дать пищу уму.

А. С. Пушкин как-то сказал: «Мы ленивы и нелюбопытны», а юрист Кони добавил: «неблагодарны». Великие личности прожили не даром. Нам не надо начинать всё сначала. Следуем развивать ум. Следует помнить мысли, идеи великих предшественников.

А. С. Пушкин считал, что вершителем истории является народ, который своим трудом создаёт ценности. Творцом становится тот народ, который имеет развитые способности ума. Потребность знать прошлое присуща самой природе человека. В России сегодня проявляется интерес к истории русской мудрости. «Жалкий народ, для которого не существует прошедшего» (А. С. Пушкин).

Люди всегда стремились развивать способности ума. Это присуще человеку.

В 30-е годы XX в. получила широкое распространение ложная идея об отсутствии противоречий при социализме. Был выдвинут тезис соответствия производственных отношений характеру производительных сил, который полностью исключает какие-либо противоречия. Такое представление надолго задержало научную разработку проблемы противоречий. Теория бесконфликтности и привела к развалу СССР, к недостаточному осмысливанию шагов России к миру гармонии, к повороту России от общественного прогресса.

Положение человека в обществе должно определяться качествами характера и качествами ума. Уровень развития государства определяется по критериям — показателям качества ума правителей, таких, как человеколюбие, способность переводить психику (сознание) народа на высшую ступень.

Медицина изучает физиологию и анатомию тела.

Психология изучает интеллект и ум. Эта наука находится на низком уровне развития. Люди не умеют предотвращать конфликты.

Статистика изучает факты, выраженные языком конкретных цифр.

Например, известно, что в мире:

В материальном пространстве насчитываются миллиарды вселенных с триллионами планет и солнц, звёзд и лун. Всё находится под воздействием космических проявлений.

Человек должен служить целому, а не частям. Всякое другое служение — социальное, политическое, остаётся незавершённым.

«Веды» не являются творением человеческой мудрости, но это источник знаний.

«Тора» является творением человеческой мудрости. Душа движет телом. Тело, лишённое духа, неподвижно, т.е. мертво. Критерий прогресса — самоосознание, т.е. понимание, на какой ступени эволюции находишься.

Закон вечности предполагает развитие способности ума по схеме:

РАЗУМ — МУДРОСТЬ — ПРЕМУДРОСТЬ — ПОЛЁТ К СВЕТУ — СВЕТ.

РАЗУМ
способность видеть противоречия, организовывать «сшибку» свойств объекта исследования, способность отличать добро от зла. Зло — это то, что вредит людям. Способность отличать добро от зла есть нравственность. Человек живёт в мире противоречий и их надо разрешать. Добро — это когда деятельность ведётся в направлении к достижению «Божественного проекта». Иначе не отличить добро от зла.
МУДРОСТЬ
способность разрешать противоречия, способность генерировать плодотворные идеи, развивающие жизнь. Создавая идеи, человек создаёт самого себя. Идеи — это творческие мысли, это результат мудрости.
ПРЕМУДРОСТЬ
способность «видеть» «божественный путь» к свободе от невежества, зла, насилия, несправедливости, способность приблизить цель.
ПОЛЁТ К СВЕТУ
это «шаги» к миру гармонии, совершенству. Нельзя терять ощущение полёта к свету, нельзя не стремиться претворить «Божественный проект».
СВЕТ
это духовная высота, мир гармонии, цель «Божественного проекта». Человек должен мыслить на высоком духовном уровне и приближать грядущий мир. Не раскрыв внутренние свойства энергетического поля, системы «СВЕТ», не познав требования «нового мира гармонии», человечество не может двигаться вперёд. Чтобы войти в это поле, надо зажечь свою душу идеей и творить. «Бога зри в духе» — учат мудрецы.

Нужно вырабатывать в себе эти качества ума, прозревать. Это позволит видеть прекрасное, познать красоту мысли древних мыслителей.

Мы знаем, что люди не выполняют религиозных заповедей, правил, предписаний в полном объёме, что не удаётся людям обновить сознание и стать совершенной личностью. Но почему-то спокойно к этому относимся. Это порождает двойные стандарты.

Христиане (от слова «Кристос» — помазанник) верят в Троицу (Отец, Сын и Святой Дух), верят в сына Бога Христа. Мусульмане верят пророку Бога Магомету, проповедовавшему в 670—699 гг., создавшему Коран. Индийцы верят в бога Кришну (от слова «всепроникающий») и т.д. Но люди не обрели спокойствие ума, не осуществляют контроль над умом, не желают придать движение уму. А жизнь — это движение к совершенству.

Медитация — это мысленное созерцание, отказ от движения к совершенству. Одни представляют Бога глубоким стариком с бородой, другие — вечно юным, а третьи — Бог, не имеющий внешности. У Бога много имён, которые отражают какие-то свойства характера, способности. У каждого человека свой Бог.

Духовное рабство унижает человека. В. И. Ленин называл религию среди главнейших проявлений пережитков остатков крепостничества в России, считал унизительным духовное рабство. Слепая вера в сверхъестественные силы, в чудеса, стремление «загонять» себя в соответствующее психологическое состояние не позволяет человечеству строить мир гармонии, раскрыть всё красивое, что есть в человеке. Служить надо идее гармонии мира. Человек всегда стремился к лучшей жизни, к счастью. Самое трудное в жизни — это действовать согласно тому, как думаешь, видеть внутреннюю красоту вещей, явлений природы и общественной жизни, видеть движение мысли, движение к единству.

Мы знаем имена богов в той степени, в какой развит наш духовный мир. Мы знаем мифические легенды и поучения пророков в таком виде, в каком нам желательно видеть.

Так, индийские пророки считают, что Бог Кришна обладает 64-мя свойствами ума, что имя Бога символизирует совершенную личность, идеал, к которому человек должен стремиться. Каждый человек наделён определёнными способностями, которые зафиксированы в имени. В имени предначертано поведение человека. Имя — это источник генетической памяти, это сигнал предков к нам. Но, к сожалению, не всегда наши действия соответствуют имени, и мы делаем то, что предкам не хотелось бы видеть. Это происходит потому, что сознание (психика) отстаёт от требований времени. Пришло время устранять этот перекос. Память поколений не должна исчезать.

Историческая необходимость обуславливает необходимость обновления психики. Поэтому автор считает, что должна быть единая государственная политика в области просвещения и соответствующая времени идеологическая работа по пропаганде требований мира гармонии. Необходима новая наука «психофилософия». Время переменило людей, мысли, желания, но мы не меняемся. Например: в 70-е годы XIX века торговцы мелкими товарами назывались в России «офенями», а сегодня торговцы называют себя предпринимателями, бизнесменами, купцами. Они, как и прежде, наживаются перепродажей сработанного другими, покупают товар подешевле, а продают подороже, и остаются «офенями» и до «предпринимателей» не доросли.

Или раньше избиратель на выборах назывался «гражданином», а сегодня называется «электоратом» («электором»), как на выборах императоров в Священной Римской империи, которой давно уже нет, а Россия не Римская империя. Большая часть электоров империи считала себя свободными от верности интересам императора. Сегодня же каждый может повлиять на власть, но многие не хотят участвовать в выборах. Как-то обидно слышать, что ты не гражданин, а электорат.

Россия входит в новый этап на пути к возвышенному, входит на новый виток развития. Чтобы вписаться в историко-культурный контекст XXI века, нужно уметь генерировать плодотворные идеи, развивающие жизнь, уметь из искры разжечь пламя, нужно вносить в общественное сознание новое, а не присваивать слова, имеющие смысл в прошлом.

«Само слово назвали глаголом, то есть делом, ибо в слове уже есть дело — начало, и произносящий слово есть творец и работник, ибо слово рождается необходимостью души и ума, и будет делом, требует дела же и живёт, расширяясь, само расширяя творца, вызывая его искать новых слов, находить их, и даёт радость, так как создание новых слов есть творчество мысли, воплощаемое в словесное тело» (Валентин Иванов).

Автор данной книги вводит новое слово «ОБЖИЗНА» (аббревиатура слов: «обновляющее жизненное начало»). В древние времена, чтобы обновить психику, человек менял имя. Сегодня же делать так не нужно. Бедствия не случайны. У них есть причины. Устранять надо причину зла не аннулированием отрицательного потенциала, а превращением слабости в силу, превращением зла в добро, путём привлечения внутренних и внешних источников мудрости. Менять надо не имя, а психику (сознание).

Земля вращается против часовой стрелки. Посылая импульсы по часовой стрелке, человек создаёт «сшибку» свойств и генерирует плодотворные идеи, развивающие жизнь.

Понимание необходимости новых шагов на пути к совершенству мира, к совершенству личности, наполняют жизнь смыслом и счастьем. О ценности деятельности человека судят по вкладу в развитие человечества, по шагам к реализации «Божественного проекта» — создания мира гармонии на Земле. Неважно положение, в котором находишься, важно направление, по которому движется человечество. Общество изменится само собой по мере обновления психики (сознания), духовности.

Древние рузы (руссы) понимали необходимость развития души и ума и проявляли мудрость, всегда внедряли новое в жизнь. Россия всегда держалась согласием народов. Единая древнерусская народность в Киевской Руси — великорусский народ в Московском государстве — советский народ в СССР — национальная общность россиян при суверенном Российском государстве с развитой демократией. И всегда было согласие народов, было стремление развивать способности ума. Это мудрость.

«История в некотором смысле есть священная книга народов, главная необходимость, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего» (Н. М. Карамзин).

Н. М. Карамзин считал, что «мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна», что « история мирит его с несовершенством виденного порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках», «она питает нравственные чувства и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». «Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума». «Доселе древние служат нам образцами».

Но шарахание из одной стороны в другую — это не опыт. Это метод проб и ошибок (МПИО), недостаток мудрости.

Автор данной книги считает, что история — не просто смена времён, чередование событий, а неразрывная связь идей, развивающих жизнь, единый поток идей по развитию человечества. Идеи связывают эпохи, поколения. Важна преемственность идей. Национальное самоосознание объединяет людей не только на религиозной основе, но и патриотической, на единстве вокруг «Божественного проекта» построения мира гармонии на Земле. Это требует ответственного отношения всех. «Умиротворяющее всеединство противоположностей» — девиз владыки Цянь-Цзуна.

По отцу и сыну честь. Сыновья продолжают дело отцов, приближают идеалы справедливости, миролюбия, свободы от невежества, зла, насилия.

Волхвы — древнерусские мудрецы отечества — славились гаданием будущего. Их наука состояла в обманах или в заблуждениях. Народ, погружённый в невежество, считал действием сверхбожественного знания всякую догадку ума. Сегодня в жизни большую роль играет осмысленность. Потомки волхвов не хотят гадать, а хотят правильно мыслить.

Цель жизни: подняться на духовную высоту, достигнуть совершенства, изменить общество, войти в новый духовный мир с развитой духовностью. Без развития духовности цивилизация остановится в своём развитии. И сыновья должны сделать шаг вперёд, к прогрессу.

Не задевая самолюбия единороссов, скажем, что единороссы, взяв на себя ответственность за развитие России, не определились с принципами национальной общности. Формирование великорусской народности завершилось ещё в XVI веке. Кто «просветит» единороссов? В литературе, искусстве советского периода шёл поиск нравственных ориентиров, более глубоко осмысливались такие ценности, как правда, добро, любовь к человечеству, закон, глубоко осмысливались иконы, как искусство. Иконопись больших русских мастеров выражала идеалы той эпохи, в которой они творили. Так, в иконе «Спас Златые Власы», хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля, просматривался золотой орнамент в сочетании с пронзительно-зелёным фоном. Всё символизировало о красно-зелёной линии развития России. Всё кричит о роскоши, о желании богато украшать бога. Мы видим лицо с тонкими чертами, с явным превалированием разума над силой. Умные глаза, брезгливая, полупрезрительная улыбка на губах разочарованного мыслителя.

Не со времён ли князя Константина Всеволодовича пришла к нам эта икона? Быть может, и из времён тонкого и лукавого политика Всеволода (XII век).

Не нужно обладать острым зрением, чтобы понять, что и в XII веке ценилась мудрость. Нужно видеть картину мира в полном объёме. Предложенная автором картина мира (см. рис. 1) может служить инструментом для формирования новых знаний, соответствующих более высокому уровню.

Великие люди нетерпеливы и порой жестоки. Они стремятся быстрее достичь цели, быстрее реализовать «Божественный проект», быстрее создать мир гармонии. Отсюда на иконе «Спас Златые Власы» видна полупрезрительная улыбка на губах разочарованного мыслителя. Сегодня к иконам отношение мистическое, отмечается «чудотворность».

Русь шла к целостному, возвышенному через единение племён, возвышая свой дух ввысь. Создание СССР не выкинешь из истории, развал СССР произошёл потому, что народ погряз в мистике, верил в чудеса, был подвержен сектантскому влиянию, не было морально-политического единства после Великой Отечественной войны, усилилась коррупция. Республики изъявили желание самостоятельно развиваться, быть независимыми от центра. Запад раскалывал СССР.

Единороссы опрометчиво перечеркнули марксизм, как идейное течение, забыли усилия Плеханова — первого пропагандиста идей марксизма в России, забыли В. И Ленина, обосновавшего необходимость соединения социализма с рабочим движением в России. Плеханов и Ленин изменили общественное сознание в России. Истинная жизнь — это духовный прогресс на основе преемственности идей. Идеи великих личностей дают пищу для ума. Невозможно жить, ничего не делая. А что мы имеем сегодня? Всё перечёркнуто, а новых идей-то нет.

Разумное мышление предполагает не отказ от идей прошлого, не давно забытое старое, а новые идеи. Духовные силы русского народа достигла определённого развития, что позволяет сделать прорыв. Сегодня важно фиксировать не только события, важно видеть внутреннюю логику. Нужно осознать настоящее и будущее через прошлое, понять творческие мысли, которые подвигали людей на подвиги, помогали развивать нравственность. Это культурное наследие полезно знать всем. Способность ощущать красоту возникает тогда, когда ощущаешь нечто, скрывающееся за конфликтом, «сшибкой» свойств. На стыке появляется нечто, что объединяет противоположности на более высоком уровне. Так приходит новый духовный свет, формируются новые знания, которые надо распространять. Появляется потребность воспитания нравственных ценностей, соответствующих эпохе. «Никто не льёт молодое вино в старые бурдюки» (русская мудрость).

Автор книги подобрал из истории соответствующие образы, высветил русскую мудрость. Список же всех правителей представлен в приложении. Не все правители обладали мудростью.

Способность человека преследовать цели, достижение которых имеет вечное и непреходящее значение, само по себе достойно уважения. Эта работа трудная и не всем по плечу.

Душа ищет своё выражение в движении, в развитии способностей (свойств ума), в развитии самоосознания. Если человек ближе к возвышенному, то он будет ставить перед собой соответствующие цели. Самоосознание — это насколько вы ощутили своё «я». В народе говорят: «без любви нет и души». Раскрытие русской мудрости имеет вечное и непреходящее значение. Это окажет благотворное влияние на молодое поколение. Нужно быть подготовленным не только к восприятию мыслей прошлого, но и уметь самостоятельно мудро мыслить, жить в ладу со всеми и с самим собой. Нельзя полагаться на советчиков. Человек сам творит свою дорогу. Гении самостоятельно прокладывают путь людям к вершинам гармонии, к совершенству и просвещают массы.

Каждый человек может стать мудрым, если научится правильно мыслить, соблюдать принцип единства сознания и действительности. Умный человек за сто шагов вперёд.

Искусство мышления должно быть обновлено совершенно сознательно. Самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мудро мыслить. Необузданные чувства вели к пропасти целые народы. Нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа. В школах следует ввести науку о мышлении, основы мудрости. Надо учить людей идти к целостности, к единству, к совершенству, к свободе от зла, невежества, несправедливости.

Когда было понимание необходимости отстаивания принципов социальной справедливости, люди шли за Спинозой, К. Марксом, В. И. Лениным. «Личности, подобные Спинозе, К. Марксу, сколь бы они ни были непохожи друг на друга, жили и жертвовали своей жизнью во имя Идеала социальной справедливости», — писал А. Эйнштейн.

Либо сегодня идеал социальной справедливости потерял свою актуальность, либо те, кто управляют страной, не желают его видеть. Скорее второе. Принципы рыночного капитализма не предполагают социальную справедливость, человеколюбие. Это ясно. Россия, которая так мучительно двигалась по пути общественного прогресса, свернула на тропу обмана, спекуляции, лжи, зла, насилия, несправедливости. И как бы ни оправдывали этот путь, придёт прозрение, а псевдомудрецы, повернувшие Россию вспять, будут народом осуждены. Их имена останутся в истории как носители зла. Уже сегодня народ к таким носителям зла причислил Гайдара, псевдомудреца, автора ваучеров. Ценные государственный бумаги Гайдара оказались ненужными бумажками, а государственный чиновник оказался в стороне, взвалив всю ответственность на народ. Мудрецы в такие «игры» не играют. Плодотворные идеи, развивающие жизнь, предполагающие последовательность, преемственность поколений, не умирают. Их всегда можно продолжить. К таким идеям относится идея «Божественного проекта» — мира гармонии.

Россия встанет на путь общественного прогресса. И это будет справедливо. Чтобы быстрее это произошло, люди должны развивать ум, усиливать добродетели: музыку, живопись и другие виды искусства, науку.

Политик предлагает народу какой-то свой манифест, чтобы убедить его в своей способности служить народу, но придя к власти, забывает свои обещания, т.е. последние не учитывают закон Вечности и оторваны от цели — построения мира гармонии. Не хватает у таких политиков мудрости, а страдает народ.

Материальный мир является отражением духовного. Каков духовный мир, таков и материальный мир.

Духовный мир в Книге Книг (Тора) называется рекой жизни «Прат».

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья