сайт Эсперанто       страница Ю. И. Финкеля 

 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья 

И. Л. Финкель

8. Интересные художественные решения в живописи Кранаха, Сафронова В. А.

8.1. Художник Кранах получил заказ написать портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского — одного из страшнейших людей своего времени. Кардинал должен был быть изображён в своём кабинете с Библией и распятием.

Перед художником встала задача: нужно было написать кардинала таким, каков он есть — бессердечным, внутренне пустым, но сделать это, ясное дело, нельзя.

Кранаху хотелось показать сущность кардинала, отразить его характер, но так, чтобы портрет понравился кардиналу, т.е. чтобы кардинал не выглядел злым. Как быть? Решение должно быть небанальным. Кранах ищет решение в глубине системы и находит его.

Художник рисует кардинала с обычным лицом. Он смотрит на распятие. Но фигурка Христа на распятии нарисована такой затравленной, перепуганной, что становится ясно — на него смотрит очень злой человек. Кранах условно разделил свойства по отношению к Христу на распятии.

Одно свойство присуще объекту само по себе. Это внешнее, напускное, свойственное верующему кардиналу. Это прикрытие.

Другое свойство проявляется в сравнении с другими объектами. Это бессердечность безжалостность, способность приводить к страху. Таков скрытый смысл картины. В таком решении видна работа ума Кранаха.

«Подлинный художник всегда выражает то, что думает, не боясь растоптать существующие нормы» (Огюст Роден).

8.2. Народный художник России Виктор Алексеевич Сафронов всегда выражает то, что думает. Его доброжелательный взгляд помогает людям.


Посвящается народному художнику России,
ульяновцу В. А. Сафронову
Ульяновский художник-мудрец
Виктор Алексеевич Сафронов
Мыслит сущностями, а не характерами,
В его картинах манит скрытый смысл
И простая красота, какой владеют классики.

Слово «жизнь» больше физического существования,
Это время творческого созидания,
Духовного подъёма, удовлетворения
От познанной красоты, внешней и внутренней
В назначенный судьбою век.

Художник высвечивает красками, линиями
Новый духовный мир, куда Россия обязательно придёт.
И пусть говорят,
Что Сальвадор Дали гений,
Которого всё-таки люди не понимают,
Поскольку он в новый мир не ведёт.
Мне приятнее, понятнее, ближе
Ульяновский художник-мудрец
Виктор Алексеевич Сафронов,
Открывающий дверь в будущее,
Чего у Дали нет.

Бабочки летят вслепую на огонь и погибают,
Люди, зажигаясь от искры,
Исходящей от творчества
Талантливого и доброго человека,
Мысленно улетают к свету, ввысь, в новый мир,
И в вечности живут, не погибая.

Личность оценивают не по вкладу в потребление,
А по духовному накалу человеческой души,
Силе творческих идей, развивающих жизнь,
Работе ума по расширению круга света,
Расширению рамок свободы от невежества,
В которое втянул нас грозный век.

Ритуал клятвы всегда был в России в почёте,
А его сегодня нет, он не нужен людям.
Отцы и деды наши под красным знаменем клялись
Нанести врагу сокрушительный удар,
Чтобы от рабства Родину спасти.
Клялись построить коммунизм
В отдельно взятой стране.
Ослабление умственной работы в стране
Повлекло усиление материальных наклонностей,
С гнусными эгоистическими инстинктами,
И люди отказались от своей правильной мечты.

Сегодня взяли верх хапальщики,
Царит невежество, зло, насилие.
Неужели мы оставим после себя
Маммону — власть денег, мистицизм,
Духовную нищету, слепоту,
Свойственную неразвитому человеку.

Чтобы Россию вывести из мрака,
Не нужны советы Запада,
Не нужно заниматься самосозерцанием,
Как это принято на Востоке,
Не нужно постоянно говорить, что мы — страна огромная,
Входим в новый мир,
И старый мир ушёл без возврата.

Красота проявляется там, где видна духовность.
Резервы усиления духовности
Скрыты в глубине системы, называемой мир.
Послушайте, люди!
Художник-мудрец
Виктор Алексеевич Сафронов
Предлагает разработать организацию
И технологию усиления духовности,
Взяв за образец опыт предков.
Переход от веры в Бога к интегрированной вере,
Основанной на вере, историзме, доброте,
Справедливости, правде и мудрости.

Важно не подсознание,
Как утверждает Дали,
Не вера в чудо, а сознание необходимости
И организация технологии процесса усиления духовности.
И в этом состоит истина.
Художник призывает видеть будущее,
Как будто частью мы там живём,
И активно мир новый создаём,
На основе высокой духовности.
И. Л. Финкель
г. Ульяновск, 2005

Виктор Алексеевич Сафронов всю жизнь идёт к истине.

«Если человек не ищет истину, то небо лишает такого человека мудрости, и даже не желая собственной гибели, он не может избежать её», — сказано в Го Юй китайскими мудрецами.

«Всё искусство — в содержании» (Н. Н. Ге).

«В упор глядишь и не хочешь заметить, уши раскрыл, но не услышит» (пророк 17 века Иешаягу).

Новый мир — это такая форма сосуществования, когда каждый человек может максимально раскрыть свой потенциал. Это гармония и совершенство, когда все части мироздания приведены в идеальное подобающее им состояние. Произведения искусства указывают путь в новый мир. Картина В. А. Сафронова — это шедевр.

Писатель Прохор Трофимов в книге «Сталинградцы» писал:

«Резников приказал принести знамя полка. Два сержанта развернули довольно ветхое и изрядно выцветшее красное полотнище, окаймлённое золотой полоской. На знамени надпись: “ВЦИК РСФСР стрелковому полку Таманской дивизии”

— Ребята, смотрите! — воскликнул Филатов. — Пулями пробито!

Бойцы окружили знамя. Но вот послышалась команда “Смирно!” Батальон одним рывком поднялся, встал навытяжку, замер. И были в этом суровом молчании и благодарная память по тем, кто сражался под этим знаменем и благоговение перед их неувядаемым подвигом и готовность повторить этот подвиг в битве с жестоким врагом.

— Умрём, но не отступим, — клялись бойцы».

Для меня этот эпизод важен. Мой отец прошёл по военным дорогам от Польши до Сталинграда. В Сталинграде как командир взвода связи принимал непосредственное участие в обеспечении связи и перед самым наступлением армии был тяжело ранен. Награждён за участие в обороне Сталинграда. Отец жены — комиссар погиб в Белоруссии. Поэтому я с волнением смотрю на картину В. А. Сафронова «Клятва».

«Что живопись является философией», — писал великий Леонардо да Винчи в «Книге о живописи», — «доказывается тем, что она трактует о движении, то есть в быстроте их действий, а философия так же распространяется на движение». Луначарский называл художников «психологистами».

Произведение искусства рассчитано на взаимодействие со средой, с людьми, рассчитано на преобразование среды, на обновление психику (сознания). Зритель обновляет своё мировоззрение.

Художник всегда выступает проводником тех или иных общественных взглядов, воззрений, идей.

Увидеть внутренний смысл картины «Клятва» очень важно. Осматривая картину «Клятва», человек видит представленный мир в своеобразной ауре, слышит эхо давних эмоций, оценивает былое восприятие, сравнивает его с собственными эмоциями. Человек понимает душу автора, его идеи (мысли).

Виктор Алексеевич Сафронов при работе над картиной «Клятва» столкнулся с противоречием: надо показать подвиг народа и надо высветить организационно-технологическую работу по усилению народного духа. Как быть?

Художник формирует новый принцип синтеза духовности с жизнью. Согласно религиозной традиции дух существует по воле Бога. Человек развивает духовность сам. Выбрав формулу для картины, художник создал новый жанр: портрет — призыв к работе по организации и технологии усиления духовности в России. В этом и состоит эстетическое достоинство картины «Клятва». Её скрытый внутренний смысл: организация и технология процесса усиления духовности. Художник ведёт нас в мир гармонии, новый мир.

Виктор Алексеевич Сафронов проявил новаторство и в цветовом оформлении картины. У него цветовые пятна выражают борьбу добра и зла. Изобретательские элементы в живописи — это знаки, которые образуют условного рода текст. Если в английских школах малышей учат читать по отдельным книгам: первая книжка — зелёная, вторая — красная, третья — жёлтая, то в России запоминают цвета, следуя поговорке: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Первые буквы слов означают красный, оранжевый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый цвета. На Руси после красного любимым цветом является зелёный. Красный цвет символизирует жизнь и смерть одновременно. Восприятие красного и зелёного цветов никогда не происходит одновременно в одно и то же время, в одном и том же месте. Если на белом листе смешать жёлтую и синюю краски, то получится зелёная краска. Солнечный цвет разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового. Человек воспринимает солнечные круговые полосы. Теоретики искусства выделяют диаметрально противоположные пары, называемые «дополнительными парами». Это жёлто-зелёный и фиолетовый, жёлтый и синий, оранжевый и голубой, красно-голубоватый и зелёный. Дополнительные цвета при смешении взаимно нейтрализуются. Цветовые ощущения основываются на комбинациях цветов.

Виктор Алексеевич выбрал свою систему цветов. У него цветовые пятна образуют цветовой круг, как систему из ярких контрастных красок, что позволило раскрыть тему.

В палитре художника есть белый, синий, красный цвета, чёрный, коричневый, серый цвета.

Красное знамя символизирует тепло, добро.

Синяя твердь символизирует одновременно мечту о справедливости и холод (зло).

Белый цвет используется для отображения зимы.

Чёрный цвет используется для отображения наступления ночи (злых сил).

Художник выстроил новые отношения между цветами. Символические цвета влияют на восприятие.

Изображать — это значит устанавливать новые отношения, обобщать, связывать прошлое и будущее.

«Наша задача — содержание, краски у нас орудие, они должны выражать наши мысли. Колорит — не изящные пятна. Он должен выражать нам настроение картины, её душу. Он должен расположить и захватить всего зрителя как аккорд в музыке» (Репин).

Решив вышеизложенные противоречия, Виктор Алексеевич Сафронов создал шедевр. Сюжет «Клятва» есть и у других художников. Например, у Ильи Лукомского (1906–1954), живописца, члена студии военных художников имени Грекова. Есть монумент «Клятва сталинградцев» (1948). Есть картины «Приём в партию в танковой части» (1948), «Хочу в бой пойти коммунистом» и т.д.

Но Виктор Алексеевич Сафронов создал отличительное, выдающееся произведение, привнёс в картину своё мировоззрение, передал действительность в полном слиянии со своим индивидуальным восприятием в момент, предшествующий атаке. Бойцы сразу идут в бой. Художник пространственно, линейно, красочно уловил психологический момент и с максимальной экономией, с максимальной убедительностью отразил на полотне не только момент перед атакой, но и показал путь усиления духовности.

Талант — это высшая степень интеллекта.

Если традиционно идея единства воплощалась в изображении святой Троицы, что уходит корнями в глубокую древность, то Виктор Алексеевич дал знак, чтобы усилить народный дух. Надо организационно и технологически усиливать процесс духовности. Он высветил луч света и пригласил задуматься: а что ты оставил после себя? «Искусство — это подвиг» (Нестеров).

«Любите живопись, поэты
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Перенести на полотно».
Н. Заболоцкий


 на первую страницу       предыдущая статья   следующая статья