сайт Эсперанто     страница Ю. И. Финкеля

на первую страницу     предыдущая статья следующая статья

И. Л. Финкель

Посвящается памяти жены, друга и матери
Финкель Веры Юрьевны.

Как обновить психику (сознание)


Образ мыслей определяет поведение. Д.И. Менделеев, обращаясь к своим ученикам, говорил: «Один идёт по тёмному лабиринту ощупью. Может быть, на что-нибудь полезное наткнётся, а может быть, лоб разобьёт. Другой возьмёт фонарик и светит себе в темноте. И по мере того, как он идёт, его фонарь разгорается всё ярче, наконец, превращается в электрическое солнце, которое ему всё кругом освещает, всё разъясняет. Так я Вас спрашиваю, где Ваш фонарь?»

Мысль — это «фонарь». Мысль — это идея, развивающая жизнь. Чтобы правильно мыслить, надо уяснить смысл закона вечности и попасть в этот закон. Сегодня важно говорить о законе вечности как о кругообороте энергии, говорить о банке способностей людей, позволивших построить настоящий мир, говорить о духе как форме энергии, необходимой для построения мира гармонии на планете, говорить об интернациональном учении мудрости как дисциплине, разъясняющей, как соединить религию с реальностью, как повысить культуру общества, в котором мы живём.

«Всё наше достоинство в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в котором мы ничто. Постараемся мыслить достойно. В этом основа нравственности» (Блез Паскаль). Авторы делятся с читателем своими мыслями о том, что нужно сделать, чтобы мыслить достойно. «Можно увлечься многим, но главный интерес должен оставаться неизменным» (С. Вавилов, физик).

Главный интерес авторов: разъяснить людям смысл понятий: разум, мудрость, закон вечности. «Мудрость лучше силы» (Экклесиаст). «Всё, что на сердце — скажу» (пророк Ишайя, 740–701 гг. до н.э.). Нужно расширять рамки света, рамки свободы от невежества.

Предисловие

Предисловие пишется для того, чтобы обеспечить понимание книги.

«Просвещение века требует пищи для размышления. Умы не могут довольствоваться одними играми гармонии и воображения» (А.С. Пушкин).

«Недостаток просвещения и нравственности вовлёк многих людей в преступные заблуждения. Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия. Отсутствие воспитания есть корень всякого зла. В России все продажны. Алчность к деньгам, соединяясь с жаждой наслаждения, приводит к гибели нравственности, к распаду государства» (А.С. Пушкин).

«Мы из России тоскуем по ветру больших мыслей и больших стремлений» (И. Бабель).

Цель книги: принести пользу людям, донести до сознания необходимость обеспечения полноценной работы обоих полушарий мозга за счёт синтеза формы (мысли), цвета и движения в пространстве, раскрыть пути обеспечения гармонии человечества, донести до людей еврейскую мудрость, проверенную тысячелетиями.

«Не следует бояться ни повторения давно известной истины, если благодаря счастливому изложению удалось сделать её более понятной, ни соединения её с другой истиной, которая, проясняя первую, образует с нею новое звено доказательств. Изобретательность как раз и состоит в умении сопоставлять вещи и распознавать их связь. Открытия древних авторов принадлежат не столько им, сколько тем, кто сделал эти открытия полезными» (Вовенарг).

«Прошлое науки — не кладбище с надгробными плитами над навеки похороненными идеями, а собрание недостроенных ансамблей, многие из которых не были закончены не из-за несовершенства замысла, а из технической и экономической несвоевременности» (А.А. Любищев).

«Человечеству предстоит смена парадигмы развития, переход в другой эволюционный канал, подобно тому, как это случилось в начале палеолита, когда оно постепенно перешло от биологической эволюции к эволюции общественной» (Н.Н. Моисеев).

Новый эволюционный канал — это новое пространство, новый мир, новое поле человеческой деятельности. Это переход от старого порядка к новому порядку. Это новое небо и новая земля. Это новые отношения между людьми на планете. Человек перейдёт от фрагментарного восприятия к системному восприятию. Евреи достигли высот в развитии духовной культуры. Еврейские истины общепризнанны. Это единый Бог, всеобщее образование, свобода собрания, самоуправление, молитвы, стандартные молитвенные книги, канонизированные тексты литургии, синагога, юридическая система, исходящая из признания человеческого достоинства и другие идеи.

«Бессмертием еврейство обязано своему исключительно духовному богатству» (М. Дайтмонд). Еврейская мысль развивается и сегодня. Важно понять внутренние мотивы, обеспечивающие устойчивость развития еврейской мысли, пересмотреть своё отношение к евреям, сделать поворот от презрительного отношения к уважительному отношению. Евреи — это народ мудрецов, способных разрешать противоречия. Евреи, руководствуясь своим учением жизни (Тора), несут свет людям, при этом ничего не скрывается.

Нужно идти к всеединству человечества всем вместе. Информация, как бы обширна она ни была, сама по себе не порождает мудрости. Существуют три потребности:

  1. познавательные;
  2. эмоциональный контакт;
  3. стремление понять смысл жизни.

Мы часто говорим о красоте, но раскрываем механизм восприятия красоты, не раскрываем механизм разрешения противоречий, движения к прекрасному, к истине. Начиная с античной философии работает двухчленная классификация явлений, действует принцип дихотомического деления на 1) биологические или физические потребности и 2) социальные или духовные потребности. Социальные потребности отражают общественную природу человека, предполагают специфическую человеческую сущность.

В плохо устроенном обществе человек надеется на бога или на сверхчеловека. Тёмные политики дают только фашизм. Чем ближе к идеалу, тем выше уровень общественного сознания человека. Люди, знающие как разрешать противоречия, могут выбрать правильный путь развития. Они улавливают повороты и перемены в общественном сознании. Архаичное понимание необходимости жертвы, необходимости умилостивить неведомую силу, подчиняться судьбе уходит в прошлое. Сегодня приходит ощущение собственной значимости и способности обновить психику. Вина тех, кто подвержен архаическому мышлению, состоит в отсутствии двухстороннего мышления. Человек, глядя на произведение искусства, находит опору своей мечте. Искусство несёт утешение, увлекает на подвиг, призывает к добру.

«Мне было досадно, — признался однажды одному из почитателей своей музыки Гендель, — если бы я доставлял людям только удовольствие. моя цель — делать их лучшими».

«Я знаю, что в евреях живёт Бог» (Яков Эйдельман). Евреи всегда стремились к постижению Бога как истины, стремились к целостности, к божественному, которое находится вдалеке. В этом постижении истины и находим смысл жизни.

«Лучшая служба, которую может служить Вам книга — это не только сообщить истину, но и заставить задуматься на ней» (Элберт Хаббарт).

«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух её устремлён в будущее» (О. Бальзак).

«Полна самобытности и новизны та книга, которая пробуждает в нас любовь к старым истинам» (Л. Вовенарг).

Надо развивать просвещение масс, побуждать человека идти к свету, к истине.

Русские евреи — это неотъемлемая часть российского общества. Русское еврейство имеет свои традиции. Русские евреи тесно связаны с культурой всех национальностей. Нам надо повышать свой акмэ, проявлять уважение к еврейской культуре. «Изреки и ты хорошее», — гласит еврейская поговорка. О мудрости говорят многие. В данной книг рассматриваются вопросы, связанные с развитием разума и мудрости. Слово «хохма» в древнееврейском языке иврит женского рода и означает мудрость, которая сравнивается с женой, обеспечивающей гармонию в семье. Так рассуждают не только евреи, например, Врубель называл искусство своей супругой. Данная книга не могла родиться без помощи Финкель (Рабинович) Веры Юрьевны. «Сверши один начатое вдвоём» (Василий Жуковский). Чтобы оправдать жизнь, нужно довести идеи до людей. Идеи никогда не бывают лишними. Приятно чувствовать, что имеешь значение для людей. Это возможно в том случае, если до читателя доводится новая информация. В книге изложена плакатная технология мышления, позволяющая правильно мыслить, раскрыты 32 пути еврейской мудрости. Нужно стремиться быть живым в будущих поколениях. А это возможно, если не бояться высказаться по животрепещущим вопросам, не убегать от противоречий.

Слово «идея» означает «понятие», «представление», лично значимое решение. «Еврейская идея открывает путь человечеству» (Мартин Бубер). Согласно традиции, «Бог сражается за евреев», вдохновляет генерировать плодотворные идеи, развивающие жизнь. «У еврея прежде всего желание быть предельно значимым» (Ж.-П. Сартр).

В этой книге представлены идеи автора, развивающие жизнь, способствующие духовному возрождению людей. Эти идеи позволяют быть «впереди планеты всей» в области культуры. Вот некоторые идеи:

  1. Ансамбль «Духопись» как новое поле деятельности.
  2. Духовное пространство «ОБЖИЗНА», развивающее ряд общечеловеческих ценностей, таких как добро, правда, совесть, закон, справедливость, любовь, свобода, и одновременно развивающее ряд еврейских ценностей: Хабад, Хасидизм. Слово «ОБЖИЗНА» — аббревиатура русских слов «обновляющее жизненное начало». Это и есть психика (сознание). Это вклад автора в развитие еврейской мысли. Хабад и хасидизм появились не в Израиле или в США, а в России. Так почему же не продолжить эту тенденцию развития? Это делает честь России. Гражданское общество и национальные общины несовместимы. Необходим перевод психики (сознания) на высший уровень. Это возможно, если применить «ОБЖИЗНу» как учение, позволяющее обеспечить синтез формы (мысли), цвета и движения в пространстве в одно целое.
  3. «Картина мира» как усилитель звука, зрения, света, энергии. Нужно видеть направление расширения рамок свободы от невежества.
  4. Плакатная технология мышления — усиление приёма «сделать наоборот», чтобы перевернуть мир и сделать его справедливым.
  5. Психо-квалиметрическая оценка пространства (поля деятельности), которая позволит снизить отрицательное воздействие показателя «прибыль», необоснованно оседающая у богатых.
  6. Источники внешней мудрости, находящиеся во внешней среде (на иврите обозначается «Брайса»), идентичные источникам, находящимся в распоряжении человека (мысль, цвет, движение в пространстве). Это усилители добродетели.
  7. Психофилософия прошлого, настоящего и будущего.
  8. Символ русского еврейства, развивающего идеи гуманизации человечества.
  9. Галактикоцентрическая система координат с Центром, который автор назвал «магнитоидом». Это идея опережающая и воспринимается как ересь, но важна идея, а специалисты разберутся.
  10. И другие идеи.

Автор видит тенденцию необоснованного мышления, направленного на падение человечества в пропасть. Так, известно, что в эскизе великого художника Карла Брюллова (1788–1852), сделанного на холсте и который назван «Всеразрушающее время», представлена картина, которая по мысли художника, должна была вместить всю пролетевшую историю мира. В самом верху картины посреди валящихся в пропасть гор пирамид и обелисков стоит Время в образе микеланджеловского Моисея. Всё столкнул он с пьедесталов и со страниц жизни, весь мир со всем его прошедшим летит в реку забвения, в Лету, которой волны кончаются внизу картины, и в которых всё должно погибнуть. Летят в вечное забвение и законодатели древности, со своими скрижалями. Летят Эзоп, Ликург, Солон, Платон, летят поэты древности Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Тассо, Ариосто. Выше поэтов несутся в бездну герои науки: Птоломей, Ньютон, Коперник, Галилей. Летит в пропасть католицизм и русская вера, изображённая патриархом с крестом (может быть, поэтому церковь и православные России и не знают этот эскиз Брюллова), летит магометанская (мусульманская) вера. Магомет в широкой белой одежде с отчаянием хватается одной рукой за иудейство (представлен первосвященник с семисвечным светильником). Главная идея картины: всё смертно, всё преходяще, ничто не вечно. Время разрушает всё. Вот такое представление и до сих пор живёт в сознании народа России. Зачем наука, зачем просвещать народ, когда всё летит либо в пропасть, либо в «чёрную дыру». Не автором сказано, что в традициях мусульман не поощряется наука, что религия вносит туман в сознание. Евреи пытаются указать дорогу к свету, но народ не желает видеть этот путь, ведущий к гармонии, к совершенству, к правде, к справедливости. Поэтому мы имеем в России то, что имеем, имеем бездуховное пространство, подмену понятий свет, свобода архаизмами. Нужно применить приём «сделать наоборот» и обновить психику, т.е. сознание, а не присваивать ярлыки евреям, обвинять их поголовно в тех недостатках, которые сопровождают нас всех. Надо понять логику еврейского мышления, основанного на диалектическом разрешении противоречий путём перехода в новый духовный мир. Не падение в пропасть, а полёт мысли в будущее и приближение к истине. Открытия делают те, у которых новый инструмент мышления. Автор надеется, что идеи его будут развиты единомышленниками. Ну кто может возразить против идеи «Гражданин Мира, Гражданин России»? Никто. Вот вам национальная идея. Вот вам духовная ноосфера. Лучшие решения получаются тогда, когда сперва предлагают яркую идею, не задумываясь о способе её выполнения, а затем создаётся механизм её реализации. Предложите идею усиления движения России к всеединству человечества, реализуйте её и жизнь людей станет лучше. Автор не сбрасывает идеи в массы, а предлагает новый инструмент мышления — плакатную технологию мышления, которая позволит осознанно идти к свету, к миру гармонии, к всеединству.

В книге приведены 32 пути еврейской мудрости, о которых русский человек на знает. Живой человек стремится к истине. Не надо бояться большого количества идей. Это пакет идей. Ведь с закостенелостью, неофобией (боязнью нового) можно бороться только генерацией идей. Бесполезно вкладывать миллиарды в старую систему. Нужно вкладывать ресурсы в новую систему.

Служить надо идее, конкретизируя шаги к свету (например, юридически обосновать статус «гражданин России», изучать в школах эсперанто, изучать основы диалектического еврейского мышления, отменить национальную рознь, изучать ноосферу как духовные нормы общечеловеческого существования, изучать историю духовных ценностей, усилить просвещение, уйти от архаичных религиозных норм и т.д.) Из прошлого надо впитать полезную информацию, позволяющую понимать древние исторические процессы, понимать путь вхождения в духовный мир, понимать отношения людей давнего прошлого, т.е. брать на вооружение то, что способствует прогрессу. Сегодня общество России отравлено лживыми идеями. Ценность человека ничтожна и его жизнь без колебаний приносится в жертву государственному устройству, долларам. Надо не сотрясать воздух призывами к толерантности, а обновлять духовность, обновлять психику (сознание). Надо развивать мировосприятие и двигаться к свету, подниматься ввысь, а не падать в пропасть. Нужно дать душе старт. Истина связывает воедино все элементы системы.

Глаза находятся в мозгу. Автор раскрывает, как надо «видеть» мир, как надо входить в новый мир. Здесь помогает искусство. Например, в Ульяновске есть памятник Н.М. Карамзину (1766-1826), великому русскому историку. Карамзин сформулировал противоречие: «Дикие народы жаждут независимости, а народы мудрые жаждут порядка». Это творческая задача, имеющая противоречие, актуальна и сегодня. Творческие задачи решаются на основе ноэтики (теории познания). Нельзя решить их нахрапом. Нужны знания ума, разума и мудрости, умение изобретать. Изобретение — это не игра ума. Это необходимый фактор выживания человека. Человек вынужден изобретать, чтобы не исчезнуть из этого мира. Только дебилы не хотят изобретать.

Нужна диалектическая логика мышления. Творческие задачи решаются по определённым правилам, которые надо умело применять. На примере творчества Самуила Гальберга, автора проекта памятника Н.М. Карамзину, можно понять, как талантливо мыслить.

Самуил Гальберг, известный русский художник, скульптор (1787-1839) достоин почитания, но в Ульяновске нет памятной доски с указанием фамилии Гальберга. Это пример дикости, кризиса в культуре. Мы гордимся памятником, но не желаем вспомнить автора. Россия должна быть мудрой, сильной и единой, но это станет возможным, когда будет порядок во всём. Это истина. Н.М. Карамзин служил истории, а не власти, был внутренне свободным человеком. Слово «руководить» означает «переводить из одного состояния в другое». Н.М. Карамзин переводил психику человека на более высокий уровень, а не стоял «над схваткой», как говорят сегодня некоторые представители власти. Поэтому Карамзин останется в веках. Самуил Гальберг изобразил крупным планом богиню истории Клио, снабдил её источниками добродетели — эмблематическим признаком — трубой и жертвенником бессмертия. Труба — это резонатор, рупор для оповещения людей. Жертвенник бессмертия — это указание на вечность труда историка, верившего в светлую историческую будущность России. Вот где надо видеть внутренний смысл памятника. Россию ждёт развитие. Знаменитый живописец Карл Брюллов называл Самуила Гальберга «светильником, который бросал свет на всё». Свет можно увидеть во всех фрагментах памятника. Вот такой шедевр есть в Ульяновске. Но люди воспринимают его только эмоционально, чувствами, на уровне подсознания. Головной мозг не работает, работает только спинной мозг. А нужно постигать, видеть творение разумом. И тогда станут понятными новаторские решения Гальберга, история развития этого вида искусства, станут понятными пути России к будущему гражданскому обществу. Культура — это большая система, которой надо управлять. Культура мышления — это часть культуры. Продукты культуры — идеи. Надо научиться видеть мир. Это позволит быть человеку живым, потому что он прозревает и устремляется к истине, которая совершается далеко.

Памятник Н. М. Карамзину — это пример уникального решения художника и перед нами проходит жизнь Карамзина и высвечивается путь России. Пророк Иешаягу сказал: «В упор глядишь и не хочешь заметить, уши раскрыл, но не услышишь». Эти слова относятся к нам. Гальберг понимал, что Россия — святая Русь и для её развития нужно правильно изучать историю России. Человек, признающий только религию, видит половину. Россия нуждается в творцах, а не в «состоявшихся» личностях, которые верят только в Бога. Художник мыслит не понятиями, а образами.

Самуил Гальберг закончил воспитательное училище при петербургской Академии Художеств с большой золотой медалью, затем работал почти 20 лет под руководством известного русского скульптора И.П. Мартоса, учился у знаменитых итальянских скульпторов Кановы и Торвальдсена в Риме. В 44 года он стал профессором Петербургской Академии художеств после того, как получили высокую оценку статуи, выполненные им для ряда общественный зданий Петербурга и памятник Александру I в Петербурге.

Гальбергу присущ творческий подход. При создании произведения искусства Гальберг передавал определённую мысль. Он был мыслителем. Его произведения не только радуют глаз, но его идеи пробуждают в зрителе благородное чувство.

С. Гальберг был наделён чувством истории. Он воплотил генетическую наследственность народов России и мир Карамзина (вера + история) в камне и бронзе. Сила его таланта в том, что он увидел главное, что составляет суть России. Последствия мира «вера + история» уходят вглубь последующих десятилетий и веков. О живой, развивающейся истории говорили А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев и другие гиганты русской мысли. Благодаря С. Гальбергу мы видим не просто памятник, а взаимосвязь событий. Предшествующие поколения что-то не доглядели в памятнике. Наши знания об истории будут беднее, если не видеть творческие задачи, имеющие противоречия. Гальберг обладал чувством человеческого достоинства и был привержен к добросовестности и совершенству. Памятник может многое рассказать заинтересованному зрителю.

Чтобы развить чувство художественного эстетического восприятия, надо научиться видеть противоречия, видеть путь привнесения святости в мир, т.е. владеть разумом, мудростью. Автор подробно не останавливается на изложении творческих задач Гальбега, чтобы не загромождать книгу. Это отдельная тема.


Словарь терминов

  1. Бог — точка контакта человека с энергетическим полем, из которого человек черпает энергию для жизнедеятельности.
  2. Дух — ветер перемен.
  3. Душа — символ нравственного начала человека (народа), отражающий идею развития жизни.
  4. Противоречие — улучшение одного свойства системы, приводящее к ухудшению целостности системы или других свойств системы.
  5. Разум — способность видеть противоречия, организовать «сшибку» противоречивых свойств системы. «Разумение — это способность открывать новое, используя знание», — учит Тора.
  6. Мудрость — способность разрешать противоречия.
  7. Премудрость — способность видеть путь к гармонической целостности, совершенству, свету.
  8. Божественный путь — путь к свету, в новый мир.
  9. Свет — видимая материальность, символ счастья, чистоты, свидетельство доброжелательности. Свет даёт прозрение человеку и он видит путь развития человечества.
  10. Круг света — область, которую человек высвечивает, отделяя свет от тьмы.
  11. Детали круга света — элементы, входящие в круг света.
  12. Закон вечности (древо вечной жизни) — кругооборот форм энергии: разум — мудрость — премудрость — полёт к свету — разум.
  13. Психофилософия — синтез психологии и философии, новый мир, учение о связи духа, души и коллективной памяти человечества.
  14. Новый мир — высвеченный мир за пределами круга света в тёмной части материи, которого раньше не существовало.
  15. Новое «небо» — новая духовность, ранее не известная человечеству.
  16. Новая земля — высветленная материальность.
  17. Духопись — описание истории движущейся духовности по схеме:
    Еврейский вариант:
    вера в Бога + история духа (хабад + хасидизм) + дух разума + дух мудрости + дух предвидения (премудрость) + дух полёта к свету + дух гармонии (мир Малхут).
    Русский вариант:
    вера в Бога + история России + психофилософия (которой ещё нет, её предстоит разработать).
  18. ОБЖИЗНА — аббревиатура слов: обновление жизненного начала — психики (сознания), движение к установлению нового порядка, предполагающего гармоническую целостность. ОБЖИЗНА — это новый духовный мир, позволяющий внести в материальный мир единство и гармонию, мир, объединяющий людей, мир, который не знает, что такое действие, не достигающее своей цели, поскольку все действия попадают в Закон вечности, мир, где все желания воплощаются.
  19. Новое мышление — мышление по схеме: психика — философия — психофилософия — мудрость — премудрость — путь к свету, миру, гармонии на основе плакатной технологии мышления.
  20. Правосторонне мышление — синтез формы и цвета.
  21. Левостороннее мышление — синтез формы, цвета и движения в стационарном, недвижущемся пространстве.
  22. Двухстороннее мышление — полноценная работа обоих полушарий мозга, синтезирующая форму, цвет, движение в пространстве.
  23. Форма — структура мысли.
  24. Хабад — еврейская философия.
  25. Хасидизм — еврейское учение о благочестии.
  26. Психофилософия прошлого — описание синтеза психологии и философии творцов, символизирующих эпоху в прошлые времена.
  27. Психофилософия настоящего — описание синтеза психики и философии творцов, символизирующих эпоху в настоящее время.
  28. Психофилософия будущего — описание синтеза психики и философии с проекцией на будущее.
  29. Психофилософия живописи — описание формы объекта исследования, представленного красками и линиями.
  30. Психофилософия скульптуры — описание формы объекта исследования, представленного в пластическом виде.
  31. Психофилософия поэзии — описание формы объекта исследования, представленного рифмованными словами.
  32. Психофилософия музыки — описание формы объекта исследования, представленного звуками.
  33. Психофилософия инженерии — описание формы объекта исследования продукта инженерного творчества в терминах инженерии.
  34. Психофилософия мировоззрения — мировосприятие по схеме: гелиоцентрическая система координат — галактикоцентрическая система координат (Млечный Путь) — общесистемные галактикоцентрическае системы координат (для 2-х, 3-х и т.д. галактик Вселенной).
  35. Центр мира гармонии — область гармонической целостности, где отсутствуют зло, несправедливость, ложь, где находится магнитоид, излучающий энергию в космосе.
на первую страницу     предыдущая статья следующая статья